Проектная работа «Дорогой добра»
проект по художественной литературе (средняя группа)

Цель: выявление, на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

 Задачи:

1. Формировать познавательный интерес к сказке.

2. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

3. Помочь усвоить духовно-нравственные категории.

4. Развивать стремление подражать положительным героям, побуждать совершать добрые поступки.

5. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

6. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа «Дорогой добра»

Введение

Обоснование и постановка проблемы

Актуальность проекта: Все сказки чему – то учат. Сказки были придуманы много лет назад, для того, чтобы научить детей жизни. Сказки ещё и очень интересные, когда слушаешь их, сам попадаешь в волшебный мир. Хочется, чтобы нам читали их снова и снова. Хочется помочь, спасти, спрятать героя от злодея. Или выйти с ним на бой, чтобы добро победило зло. Сказки учат добру, а значит и справедливости, верности, честности, чуткости. Добрые люди – самые красивые и трудолюбивые. У них много друзей. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования будущих школьников.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе и мире, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.

В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания, которое особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать и слушать даже самые интересные книги.

Анализируя с детьми очередную сказку, мы обратили внимание, что в конце сказки добро снова победило зло. Тогда у ребят возник вопрос: «А почему добро всегда побеждает зло? В каждой ли сказке так происходит?». Чтобы ответить на эти вопросы мы решили провести свое исследование. Так появился наш проект.

 


Цель: выявление, на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

Задачи:

1. Формировать познавательный интерес к сказке.

2. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

3. Помочь усвоить духовно-нравственные категории.

4. Развивать стремление подражать положительным героям, побуждать совершать добрые поступки.

5. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

6. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы.

Методы и приемы необходимые для достижения цели

Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет-порталов; изучение и обобщение.  Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.

Методы эмпирического уровня: Опрос на тему: «Какие сказки ты любишь?»; беседа: «О доброте и добрых людях»; сравнение положительных и отрицательных героев; сравнение видов сказок. Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к её решению.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент: «Чему учат сказки»; анализ сказок по технологии ОТСМ ТРИЗ; создание моделей: «Герои сказок», «Виды сказок».  Выбор данных методов обусловлен практико-ориентированными особенностями дошкольного возраста с целью  присвоения полученной информации.

Тип проекта:

По количеству участников - коллективный; По направленности: исследовательский; По контингенту: 4-5 лет; По продолжительности: краткосрочный.

План реализации проекта:

  1. Выделение и постановка проблемы.
  2. Сбор материала. Анализ полученных данных.
  3. Получение продукта проекта.
  4. Представление проекта.

Основная часть.

Анализ хода работы:

Выделение и постановка проблемы. Читая и анализируя сказки, мы заметили, что в основном в конце добро. А все ребята в основном поддерживают и сопереживают положительным героям. Но у нас появилось сомнение, во всех ли сказках так происходит?  И какие герои сказок учат нас правильному поведению? Именно поэтому мы решили узнать какие виды сказок бывают и кого можно назвать добрыми героями. (Фото 1)

Разработку этой проблемы мы решили начать с опроса: «Какие сказки ты любишь?», и постарались выяснить почему дети выбрали именно эти сказки, на каких героев они обращают своё внимание. Также была организована беседа «О доброте и добрых людях», в ходе которой было сформировано представление о доброте, как о важном человеческом качестве. В результате проведенной работы мы выяснили, что дети проявляют больший интерес к добрым сказкам и положительным героям.

Сбор материала. Анализ полученных данных. Получив данную информацию, мы решили узнать какие вообще бывают сказки. (Фото 3)

Для этого мы обратились к таким источникам информации, как справочная литература, ресурсы сети Интернет. На данном этапе большую помощь в поиске информации оказали родители. С помощью родителей мы провели   теоретический анализ печатных и электронных источников информации.  

Полученную информацию мы закрепили в ходе практической деятельности. Был осуществлен эксперимент: «Чему учат сказки». Используя морфотаблицу, была проведена схематизация названия сказок, их видов. И было выяснено, что победило в выбранных сказках. По результатам данного эксперимента выяснилось, что из 9 исследуемых сказок только 2 заканчиваются победой злых сил.

Используя данные ресурсы, мы узнали, что сказки делятся на виды: волшебные и сказки о животных. К волшебным относятся сказки с участием фантастических героев, чудесных объектов, иногда даже мифологических существ. В сказках о животных главными персонажами являются животные. Но Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.). Но объединяет все эти сказки стремление к доброте. Следующим этапом нашей работы со сказкой стал анализ по технологии ОТСМ ТРИЗ, из которого мы узнали, что герои делятся на положительных и отрицательных. Во время анализа мы сравнивали героев разных сказок, обращая внимание на свойства их характера, их поступки, их цели, а главное, на результат их поступков. В ходе такого анализа и сравнений дети видели, что у положительных героев больше шансов на достижение целей. А свойства характера отрицательных героев приводит их к поражению. Всю собранную информацию мы объединили в две модели: «Виды сказок», «Герои сказок». (Фото 4)

Получение продукта проекта. 

Итак мы выяснили: что герои в сказках бывают отрицательные и положительные и совершают плохие и хорошие поступки. Но добиваются свои целей и побеждают благодаря добрым поступкам. Именно добрые поступки сказочных героев помогли нам создать наш продукт «Копилка добрых дел». (Фото 5).

В результате мы сделали вывод о том, что наше исследование прошло удачно. Мы выяснили, что не каждая сказка заканчивается победой добра, но каждая сказка учит нас доброте. Герои сказок служат для нас примером для подражания.

Представление проекта. Полученными результатами нашего проекта мы поделились с ребятами соседней группы «Почемучки». Мы им рассказали, что сказки делятся на волшебные и о животных, а герои бывают положительными и отрицательными. Рассказали для чего нужна и как пользоваться «Копилкой добрых дел» и предложили вместе собирать добрые поступки. (Фото 6)

Заключение

В результате нашего проекта мы узнали большое количество информации о сказках, их видах и классификации сказочных героев. Выделили актуальность нашего проекта в том, что дети не знают о положительном влиянии сказки на воспитание и формирование личности ребенка.

Применив различные методы: сбор информации из периодических изданий, интернет-порталов; опрос на тему: «Какие сказки ты любишь?»; беседа: «О доброте и добрых людях»; сравнение положительных и отрицательных героев; сравнение видов сказок; эксперимент: «Чему учат сказки»; анализ сказок по технологии ОТСМ ТРИЗ; создание моделей: «Герои сказок», «Виды сказок».  

В ходе работы мы убедились, что сказки призваны учить доброте. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, но и в социальном развитии ребенка, в формировании его положительных качеств характера и в усвоении модели поведения в обществе.

Библиографический список:

  1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г. ;
  2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009г;
  3. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014г;
  4. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.
  5. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.
  6. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конкурсной работы "Дорогою добра"

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что дошкольное детство представлено в качестве важного периода в жизни ребенка, в процессе которого осуществляется формирование собственных возможно...

Конкурсная работа «Дорогою добра»

Конкурсная работа «Дорогою добра» (номинация «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения») Возраст детей: 4-7 лет Срок реализации данной работы: 2018/20...

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Лучики добра» в старшей группе на тему «Квест-игра Дорогою добра»

Цель: Обобщение представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Совершенствование навыков доброго общения со сверстниками и взрослыми. Создание положительного эмо...