Конспект НОД в первой младшей группе: Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" в средней группе
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Мерзлякова Камила Гюладдин-кызы

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_na_poroge.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска

Пересказ рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

в средней группе

                                                                      Воспитатель:

                                                                      Мерзлякова Камила Гюладдин-кызы

г. Лесосибирск 2020г.

                       

Тема: пересказ рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

Цель: создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 

Программные задачи:

  • познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;
  • формировать выразительную литературную речь;
  • закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

Предшествующая работа: изготовление схем – картинок по рассказу, беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.

Словарная работа: эхо, перво-наперво, холоду в лес (напустит), оседлые, сдирать, прищёлкнет, шелушить, науськает, телогрейка.

Демонстрационный материал:  схемы-картинки по рассказу, игровой персонаж перчаточная кукла (Старичок – Лесовичок).

Раздаточный материал: изображение птиц, зверей на листочках.

Методические приёмы: сюрпризный момент, отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Структура НОД:

1.Организационный момент (психогимнастика)

2. Сюрпризный момент

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Небольшой рассказ о Творчестве Николая Сладкова

5.Чтение рассказа.

6. Беседа по содержанию.

7. Физкультминутка «Хоботок»

8. Повторное чтение рассказа.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

10. Работа в группах (раскрась зверят и птиц)

11.Рефлексия.

                                       Ход занятия

1. Звучит музыка, воспитатель предлагает детям подойти к нему, послушать музыку (звуки природы: осенние) и встать в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся (улыбаются) и улыбнемся нашим гостям.

(Дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку.)

2.Воспитатель: 
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года? (Осень)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!

Сюрпризный момент (приход игрового персонажа)
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно)(В детский сад.)
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню! 
Дети: Подскажем, сейчас у нас осень!
Лесовичок:  Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают зимой, а сейчас осень!
Лесовичок: Да, так и есть, вспомнил! Ребята, так как я очень тороплюсь в свой лес,  хочу подарить вам мой любимый рассказ про осень, читайте его и вспоминайте меня. До свидания!

3. «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

4. Рассматривание портрета Николая Сладкова.

Николай Сладков очень любил природу и писал о ней в своих рассказах, он написал очень  много произведений о природе для детей. Недалеко от дома Николая Сладкова, был большой красивый лес и он стал писать о тайнах природы.

(Рассказ о писателе рассказывает ребенок)

5.        Николай Сладков. Осень на пороге.

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Воспитатель: ребята, вам были непонятны какие-то слова, когда я читала текст? Вам домашнее задание. Спросите у родителей, какие слова вам были непонятны и посмотрите вместе с ними в словаре или энциклопедиях, а потом скажите мне, что эти слова означают.

6. Вопросы по содержанию

О каком времени года говорилось в рассказе?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон? 

Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?

Как барсуки и еноты?

Как ежи и медведи?

Как перелетные птицы?

 А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

7. физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши)

В лес идём мы погулять (шагают друг за другом)

Шишек много мы найдем (наклоняясь собирают ягоды)

И братишке отнесём (шагают в обратную сторону)

8. Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы мне помогайте (дети договаривают начатые педагогом фразы).

- Жители леса! — закричал раз утром. Кто закричал? (Мудрый ворон)

Откликнулись звери: (кто откликнулись первыми?) (звери)

Кто откликнулись вторыми? (птицы)

9. Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. С помощью этих необычных картинок мы можем вспомнить весь рассказ. Давайте разложим их по порядку. С чего всё началось? Что было дальше? (педагог вместе с детьми выкладывает графическую мнемодорожку – графический план рассказа).

Желающий ребенок выходит и пересказывает рассказ по мнемосхемам.

10. Ребята, давайте подарим героев рассказа «Осень на пороге» Старичку-лесовичку. Каждый возьмет картинку с изображением птиц и зверей (тот, кто взял птиц, садится за стол с символом птицы, кто взял животных – за стол с символом животного). Раскрасим, сложим свои работы в конверт и отправим Старичку-лесовичку в лес.

11. Рефлексия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Понравилось тебе, (ИМЯ) составлять рассказ по схемам? А ты, (ИМЯ), что нового узнал? (Педагог положительно оценивает деятельность на занятии каждого ребёнка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Развитие речи - Пересказ рассказа Лиса (по Е. Чарушину) - средняя группа

Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа "Лиса" Е.Чарушин....

Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.

Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.    ...

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А.Крылова "Неприятный случай"

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А,Крылова "Неприятный случай"...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Составление рассказа «Как мы птичек кормили».

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Составление рассказа «Как мы птичек кормили»....