"Роль малых фольклорных форм в развитии мышления и воображения дошкольников"
презентация

Васильева Ольга Николаевна

Л.С. Выготский говорил о том, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».

Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.            А.П. Ильенкова справедливо указывает: «Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме».

Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение. Народное поэтическое творчество — величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ СКАЗОК В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА О.Л. Тихонова, О.Н. Васильева

Слайд 2

Сказки умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями, существующими в обществе. Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека.

Слайд 3

М.Н. Мельников считает, что именно эти предопределен язык страшилок: «Фантастика для ребенка-средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать восприятие органами чувств, сохранят в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать». Л.С. Выготский говорил о том, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».

Слайд 4

Огромное педагогическое значение имеют словесные игры. Играющие должны уметь подчинять эмоции рассудку (воспитание воли), в любой критической ситуации помнить запреты научиться быстро формулировать свои мысли, уметь создавать речевые ловушки и умело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевой реакции. При всем разнообразии словесных игр и видимой бытовой функции — позабавить себя и своих товарищей, на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательно-речевая, нравоучительная, мнемоническая, эстетическая.

Слайд 5

Немаловажным фактором в системе эстетического воспитания являются игры — молчанки. Они вырабатывают в детях ценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями. Если жанры поэзии пестования ребенок воспринимает до известной степени пассивно, то жанры бытового и потешного фольклора способствуют активному развитию логического мышления. Отсюда, задача перевертышей — активизировать рассудочную деятельность ребенка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. М.Н. Мельников отмечает, что «народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей».

Слайд 6

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они направляют внимание ребенка на предметы и явления, их признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений этих признаков, повышают способность и определенность мышления и воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Ребенок живет больше чувствами, чем разумом, а это в свою очередь, эмоционально окрашивает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка.

Слайд 7

Считалка способствует выработке таких необходимых качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце. Как было сказано выше, считалка несет эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которой она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Считалки способствуют формированию мировоззрения детей и полнее других жанров отражают процесс его становления. В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым и развивающим жанром детского фольклора.

Слайд 8

«В большинстве своем дети владеют искусством скандовки , - пишет М.Н. Мельников, - особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением». Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора имеют эстетическую функцию, которая далеко не всегда становится ведущей, но в любом случае именно эстетическая природа данных жанров предопределяла интерес к ним детей определенных возрастных групп, способствовала развитию мыслительной деятельности и памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребенка.

Слайд 9

Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей. А.П. Ильенкова справедливо указывает: «Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме».

Слайд 10

Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение. Народное поэтическое творчество — величайшее достояние национальной культуры каждого народа. «Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....

Роль малых фольклорных форм в развитии дошкольника.

Детские народные песенки, потешки оказывают на ребёнка активизирующее воздействие, являютя средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного о...

Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»...

Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей

Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключаются суть разрешение любого конфликта.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробу...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"

Консультация для родителей  "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В  статье сделан акцент на влияние, которое оказывают малые фольклорные формы на развитие мелкой моторики, соц. навыков,творческих способностей, культурное развитие и самооценку детей раннего воз...