Методическая разработка НОД "По следам любимых сказок К.И.Чуковского"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект НОД "По следам любимых сказок К.И.Чуковского"  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста ,по ознакомлению детей с художественной литературой. Рекомендуется для итогового занятия по знакомству детей со сказками К.И.Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sledam_skazok.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (ознакомление с  художественной литературой)

на тему: "По следам любимых сказок К. И. Чуковского"

     для детей старшей группы с ТНР

                                                                                       Подготовила:                                                                                    Воспитатель: Романова Л. А.

Цель:

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей  с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

-Расширять и закреплять знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.

-Развивать умение мыслить с помощью приемов  анализа, синтеза, сравнения.

-Развивать умение строить фразу, используя в речи предложения разных конструкций.

-Продолжать формировать доказательную форму речи.

-Активизировать словарный запас детей за счет употребления в речи антонимов.

-Воспитывать любознательность,  дружелюбие.

-Развивать навыки общения в ходе выполнения игровых заданий.

Оборудование: ноутбук, интерактивный экран, магнитная доска, ковролин.

Демонстрационный материал: презентация, сундук с предметами из сказок, дерево на ковролине, карточки-схемы для обозначения сказок, телеграмма.

Раздаточный материал: разрезные картинки (одна на двоих), картинки с изображением персонажей сказки "Тараканище" для игры "Найди пару".

Предшествующая работа: создание предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с произведениями К. И. Чуковского (портрет писателя, выставка книг, дидактические игры: "Что лишнее", "Найди пару", "Разрезные картинки", "Подскажи словечко").

Предварительная работа: чтение произведений К. И. Чуковского, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, разучивание отрывков из произведений, рисование иллюстраций к произведениям, лепка персонажей сказок.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да). А чему нас учат сказки? Отвечайте без подсказки (быть добрыми, дружными, помогать друг другу).

                          Слайд 1 (шакал с телеграммой)

Воспитатель: Ой! Откуда-то шакал на кобыле прискакал. Вот нам телеграмма. (телеграмма увеличивается на слайде)

                       

Воспитатель читает телеграмму: "Беда, беда! Бегите скорее сюда! Спасите! Злой Бармалей закрыл нас в темнице." Подпись: Герои сказок.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в волшебную, сказочную страну и помочь героям сказок выбраться из темницы. Вы согласны? (Да). Только где они живут? На горе или в болоте?

                         Слайд 2 (остров, на нем герои сказок К. И. Чуковского в темнице с замками)

Воспитатель: Посмотрите внимательно и постарайтесь узнать эти сказки (дети называют сказки). Кто их написал ? (К. И. Чуковский). Как вы думаете, на чем мы можем добраться до сказочного острова? Давайте  вспомним как добирался доктор Айболит до больных зверей.

Игра "Подскажи словечко"

- И сейчас же к нему из-за елки

  Выбегают мохнатые...(волки).

- И тут выплывает...(кит)

  Садись на меня...(Айболит).

- И сейчас же с высокой скалы

  К Айболиту слетели...(орлы).

Воспитатель: Что подойдет нам для путешествия? (Кит, потому что он плавает по морю и мы на нем все поместимся. Волки живут в лесу и не переплывут на остров. На орлах мы не поместимся.).

Дети выкладывают контур кита шнуром на ковре и отправляются в путь. (Звучит  шум моря, крик чаек)

Воспитатель: Хорошо ли мы знаем сказки К. И. Чуковского?

Игра "Мозговой штурм"

-Как звали доброго сказочного доктора? (Айболит).

-Кто проглотил солнце? (Крокодил).

-Он просил шоколад для сыночка. (Слон).

-Кто спас Муху-цокотуху? (Комарик).

-Бабушка, которая не ухаживала за посудой. (Федора).

-Рыжий и усатый, страшный великан? (Таракан).

-Кровожадный, беспощадный, злой разбойник? (Бармалей).

-От кого одеяло убежало, улетела простыня? (От грязнули).

-Где растут не цветочки, не листочки, а чулки, да башмаки, словно яблоки? (Чудо-дерево).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Вот мы и на острове, какое здесь  Чудо-дерево расчудесное, а под деревом - сундук! В этот сундук Бармалей спрятал вещи из разных сказок, а замок от сундука он разломал на части и забросил на дерево. Чтобы помочь сказочным героям, мы должны собрать замок, открыть сундук  и  вернуть вещи в сказки. (Дети снимают части замка с Чудо-дерева и собирают целый замок. Проводится пальчиковая гимнастика "Замок". Сундук открывается. В сундуке -предметы из  сказок в мешочках с цифрами.

Из мешочка с цифрой 1 ребенок достает мыло и полотенце.

Воспитатель: Из какой сказки могут быть эти предметы? (Мойдодыр). Кто может прочитать строчки о них?

Ребенок:  Да здравствует мыло душистое,

                     И полотенце пушистое.

Воспитатель: Теперь надо найти темницу, где находится сказка "Мойдодыр". (Находят ее на магнитной доске по карточке-схеме). Мы сможем освободить героев сказки, если выполним задание.

Игра "Что лишнее?"

-Денежка, грязнуля, паук, комарик.

-Солнце, воробей плачет, умывальник, медведь с медвежатами.

-Улетающая книжка, цапля с лягушкой, телефон, слон.

Воспитатель: Какая сказка получилась из лишних картинок? (Мойдодыр). Вот мы и освободили из темницы героев  этой  сказки.

Слайд 3 (Герои сказки на свободе)

Дети из сундука достают мешочек с цифрой 2, в нем воздушный шарик с комариками.

Дети: Это сказка "Тараканище".

Воспитатель: Кто победил Таракана? (Воробей).

Дети находят карточку-схему к сказке на ковролине и выполняют задание.

Игра "Найди пару" (Надо помочь животным найти транспорт, на котором они ехали. Выполнив  задание дети проговаривают строки из произведения:

                                                 Ехали медведи на велосипеде.

                                                 А за ними кот задом наперед.

                                                 А за ним комарики на воздушном шарике.

                                                 А за ними раки на хромой собаке.

                                                 Волки на кобыле.

                                                 Львы в автомобиле.

                                                 Зайчики в трамвайчике.

                                                 Жаба на метле...

Слайд 4 (герои сказки на свободе )

Из мешочка с цифрой 3 дети достают медицинские инструменты, находят карточку-схему к сказке " Айболит".

Воспитатель: Как лечил Айболит  больных зверей? (Всем по порядку давал шоколадку, ставил градусники, гоголем-моголем потчевал). Мы освободили героев сказки, посмотрите, как они рады.

Слайд 5 (радостные герои сказки "Айболит")

Игра "Лимпопо" (координация речи с движением)

-Вот и вылечил он их (дети двигаются подскоками по кругу)

           Лимпопо  (2 прыжка на месте)

-Вот и вылечил  больных (подскоки по кругу)

          Лимпопо (2 прыжка на месте)

-И пошли они смеяться (шагают на месте)

           Лимпопо (2 прыжка на месте)

-И плясать и баловаться (руки на поясе, поочередно выставляют ноги на пятку)

          Лимпопо (2 хлопка в ладоши над головой)

Дети достают из следующего мешочка утюг, сито, выясняют, что все предметы из сказки "Федорино горе".

Воспитатель: давайте найдем темницу, где Бармалей прячет героев сказки и поможем им выбраться из нее. (Находят темницу  на столе). Чтобы освободить сказку,  надо склеить  разбитую посуду).

  Игра "Разрезные картинки" (Игра проводится в парах. На "разбитой" посуде иллюстрации к сказкам: "Муха-цокотуха", "Телефон", "Путаница", "Бармалей". Дети узнают и называют сказки).

Воспитатель: Вот мы и освободили всех героев сказок К. И. Чуковского.

Слайд 6 (Радостные герои всех сказок сказок)

 В сказках всегда добро побеждает зло.

    Игра "Скажи наоборот"

-Звери больные - стали (здоровые)

-Федора неряшливая - стала (аккуратная)

-Мальчик грязный - стал (чистый)

-Звери грустные - стали (веселые)

-Бармалей злой - стал (добрый)

Воспитатель: Молодцы! Вы дружно потрудились, а в награду герои сказок дарят вам книгу.

Слайд 7 (Обложка книги К. И. Чуковского)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По следам любимых сказок

Презентация "По следам любимых сказок"...

"По следам любимых сказок"

Образовательная  деятельность по развитию речи во второй младшей группе....

ПО СЛЕДАМ ЛЮБИМЫХ СКАЗОК

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА...

Литературная викторина "По следам любимых сказок"

Цель: привлечение родителей в воспитательно -образовательный процесс в ДОУ....

Квест игра для старших дошкольников "По следам любимых сказок"

Игра проводилась как итоговое мероприятие к логопедическому проекту "По следам любимых сказок"...

Методическая разработка "Литературная викторина "Мир сказок К.Чуковского"

Методическая разработка "Литературная викторина "Мир сказок К.Чуковского" для детей 6-7 лет...

Авторская разработка" По следам любимых сказок" (Викторина)

Цель: Закрепление знаний детей о прочитанных произведениях....