Проект « Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
проект по художественной литературе (старшая группа)

Дубинчик Олеся Юрьевна
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. 
  К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chukovskiy.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

                 

МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»

Проект « Путешествие по сказкам

К. И. Чуковского»

                                                                         

                                                                           Воспитатели:

                                                                           Дубинчик О. Ю.

                                                                           Аветисян К. З.

Балабаново 2019г.

Проект «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» в средней группе.

Срок реализации проекта: среднесрочный (октябрь-ноябрь).

Вид проекта: творческо-познавательный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы.

Актуальность проекта:

 Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.

  К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

 Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Дошкольное детство имеет свои психические особенности, которые сказываются на овладении человеком речи, ее развитии, на восприятии окружающего мира. Речь, в том числе и литературная — это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания, основанное на передаче мысли и переживаний.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. В раннем возрасте (около двух лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются, совпадают. Происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека.

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:

- познакомить с творчеством К.И.Чуковского, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- формировать устойчивый интерес к чтению художественных произведений;

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

- совершенствовать навыки выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать;

- учить детей понимать занимательность сюжетов произведений К.Чуковского, особенность его языка.

Развивающие:

- развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к произведениям К.И. Чуковского;

- развивать познавательные и умственные способности детей;

- развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам;

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык произведений К.И. Чуковского;

- воспитывать нравственные основы личности дошкольника, через восприятие произведений К.И. Чуковского.

Для педагогов:

- создать условия в группах для поддержания интереса детей к творчеству К.И. Чуковского;

организовать совместную деятельность детей, родителей и педагогов;

= мотивировать детей и родителей на развитие семейного чтения.

Для родителей:

= создавать благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду;

= популяризация семейного чтения.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- проявление интереса к творчеству К.Чуковского;

- формирование разносторонних знаний о произведениях автора;

- развитие интереса к книге, как к источнику знаний;

Для педагогов:

- Реализация проекта в разных видах детской деятельности;

- Популяризация семейного чтения.

Для родителей:

- Активное участие в реализации проекта;

- Проявление интереса к семейному чтению, к совместной работе с детьми.

-Повышение уровня эффективности по вопросу использования произведений художественной литературы в воспитании детей.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.

2.Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач.

3.Разработка плана мероприятия.

4.Изготовление плакатов к сказкам К. Чуковского.

5.Изготовление д/и «Собери картинку», «Найди пару», «Отгадай сказку».

Основной этап:

1. Реализация проекта в разных видах деятельности.

Совместная деятельность :

-Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня»

-Пальчиковая гимнастика «Свинки»

-Подвижные игры «Паутинка», «Путаница» и т. д.

-Правила пользования книгой.

-Беседы по сказке «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цококуха», «Телефон», «Путаница», « Краденное солнце».

-Игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки».

-Отгадывание загадок К. И. Чуковского.

-ОД «Добрые помощники Айболита», «Чудо в паутинке», «Насекомые», «В гостях у Мойдодыра», «Посуда», «Чудо- дерево», «Физкультура с Айболитом», «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» (викторина);

-Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.

-Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко».

-Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского.

-Игра «Испорченный телефон»

-Чтение стихов и сказок К. И. Чуковского.

-Драматизация сюжетов знакомых сказок.

-Игры на основе сюжетов сказок и стихов.

-Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница».

-Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду.

-Знакомство с профессией ветеринара.

-Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского.

-Коллаж «Чудо-дерево».

-Лепка героев сказки «Муха-Цокотуха» (коллективная работа) из пластилина.

-Рисование на тему «Кто убежал от Федоры».

-Творческое рисование «Закаляка».

Взаимодействие с семьями воспитанников:

1. Организация библиотечки творчества К. И. Чуковского ;

2. Совместное творчество «Мой любимый сказочный герой»;

3. Викторина «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского».

4. Консультативно-просветительская работа: «К. И. Чуковский», «Проектная деятельность в ДОУ», «Развитие речи детей 4-5 лет», «Читаем всей семьёй», «Список литературы для чтения с детьми 4-5 лет».

5. Организация фотовыставки «Наше творчество по сказкам К. Чуковского».

Заключительный этап:

-Анализ проектной деятельности.

-Проведение итогового занятия по теме « Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

-Подведение итогов.

Практическая значимость проекта:

- обобщение знаний у детей о К. И. Чуковском и его произведениях;

- развитие умение отгадывать загадки;

- развитие артистических способностей детей;

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству К. И. Чуковского.

Результаты:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта К. И. Чуковского, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили  отрывки из сказок К. И. Чуковского.

Кульминацией проекта стало итоговое занятие по теме « Путешествие по сказкам К. И. Чуковского».

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к произведениям, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась выставка. Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Анализ проектной деятельности:

 Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника, гармонизации отношений между взрослыми и детьми.

Список используемой литературы:

1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М, 2016. 1. Корней Чуковский // Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М., 2000. – С.317-322.

2. Корней Иванович Чуковский // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С.417-420.

3. Минералова И. Г. Чуковский Корней Иванович / И. Г. Минералова // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – С. 481-485.

4. Чуковская Л.К. Воспоминания о Корнее Чуковском / Л.К.Чуковская // Чуковская Л.К. Сочинения в 2-х т. Т.1: Повести. Воспоминания / Л. К. Чуковская. – М.,2000. – С.173-328.

5. Чуковский Корней Иванович // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. – С. 403-411.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:"Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Мне очень нравится творчество детского писателя К.И.Чуковского. Мы с детьми провели мероприятия по творчеству этого писателя.В нашем проекте принимали участие родители наших воспитанников....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Цель:  Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:1....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Проекты «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Краткосрочный Проект "Путешествие в страну сказок Чуковского"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Цель:  Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:Учи...