«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в ДОО»
консультация по художественной литературе

Дубинина Ольга Сергеевна

«Художественная литература открывает ребенку

 главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то,

 что заботит его, заботило его предков,

заботит его современников, будет заботить его детей и внуков»

 

А.И. Княжицкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.trebovaniya_k_oformleniyu_knizheogo_ugolka_.docx107 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагоговhttp://zhelbook.ru/images/NEWS/NEWS-2016/AKCIAY_CITAI_BOLSHE/Chitai_bolshe2.JPG

«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в ДОО»

«Художественная литература открывает ребенку

 главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то,

 что заботит его, заботило его предков,

заботит его современников, будет заботить его детей и внуков»

А.И. Княжицкий

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. 

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные.

Уголок книги должен быть во всех возрастных группах.

В оформление уголка книги каждый педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В книжном уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, многократно вернуться к интереснейшим его эпизодам.

Основные требования к оформлению книжных уголков:

1.Рациональное размещение книжного уголка в группе.

Нужно выбрать подходящее место. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Основным критерием при выборе книг служит учет педагогом литературных интересов малышей, их возрастных особенностей.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. 

При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям и особенностям детей.

3.Соответствие интересам детей.

Т.е правильно нужно расставить книги. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы детей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу. 
По-прежнему одними из самых любимых остаются произведения С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир

4.Постоянная сменяемость книг. 

Периодичность смены книг в книжном уголке зависит от конкретных образовательных задач. Состав книжного уголка может не меняться в течение одной-двух недель тогда, когда к нему, в соответствии с тематикой недели, постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям.

При смене книг надо указать детям на происшедшие изменения, дать им возможность рассмотреть новые книги и спросить у детей, что остановило их внимание и какую книгу им захотелось прочесть в первую очередь.

5.Эстетическое оформление уголка. 

Книжный уголок должен быть оформлен в соответствии с требованиями СанПина.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На уголке можно поместить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

6.Востребованность детьми

Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Младшая группа

В книжном уголке младшей группы должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  • Книги с твердыми листами.
  • Книги с обычной листовой структурой.
  • Красочные иллюстрации на темы русских народных сказок.
  • Книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича.
  • «Игрушки» А. Барто.
  • «Конь-огонь» В. Маяковского.
  • «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

  • воспитатель развивает знания об устройстве и назначении книжного уголка;
  • учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.

В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Педагог учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать радость, которую приносит встреча с любимыми героями.

Средняя группа

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине в книжном уголке помещают знакомые сказки, рассказы о природе, животных 4–6 книги, остальные хранятся в шкафу.

Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

  • В книжный уголок помещают - книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками.
  • В средней группе дети рассматривают альбомы, которые были сделаны руками педагога по темам: «Овощи», «Фрукты», «Аквариумные рыбки», «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года».
  • Помимо книг и альбомов постепенно педагог знакомит детей с материалом для ремонта книг (бумага, ткань, ножницы, клей и др.)

Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью.

У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др.

  • Картинки – иллюстрации для рассматривания по произведениям.
  • Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А.Пушкин.

Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал) (например: тематическая выставка о космосе или выставка посвященная животным. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.).

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

  • Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
  • Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Старшая группа

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают от 8 и до 12, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Книги могут быть одного наименования, но иллюстрированные разными художниками. 

Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Сюда помещаем:

  • Портреты писателей и художников – иллюстраторов.
  • Книги, которые рекомендованные программой  «От рождения до школы».
  • Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми.
  • Энциклопедии («умные» книжки), словари.
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе.
  • Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.
  • Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

Старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.

  • Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с книгой.
  • Способствует совместному рассматриванию и обсуждению.
  • Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер.
  • Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.
  • Педагог закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам.
  • Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства.
  • Знакомит с миром природы, ее тайнами.

Кроме того, в старших группах необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.

Подготовительная группа

Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели.

В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы «Разные звери» Н. Чарушина; «Наша детвора» А.Пахомова и др.; альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
  • портреты известных детских писателей, поэтов. (Цель знакомства - вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка);
  • чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе. 

Для того, чтобы приобщить детей к трудовой деятельности и воспитывать в них положительное и бережное отношение к книге, в уголке может быть организована «Мастерская по ремонту книг».

В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры, такие как «Собери картинку»«Любимые сказки», пазлы по мотивам известных детям сказок, «игры- бродилки».

Наличие разных видов театра в книжном уголке, способствует закреплению знакомых сказок, стихов, потешек, и совершенствованию художественно-речевых навыков, умению интонацией передать характер героев.

Можно на полочке-витрине выставить книги для самостоятельного чтения.

В зависимости от изучаемой лексической темы можно также дополнить книжный уголок соответствующей литературой. (Тема: «Професии»)

Иногда дети приносят книги из дома, им хочется, чтобы воспитатель обязательно их прочел, рассмотрел, показал всем детям. В связи с этим можно также устроить выставку домашних книг. Пусть дети расскажут о своей книге, о том, что им в ней нравится.

Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге является создание книг своими руками.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

В Уголке Книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Правила, которые важно соблюдать

при организации тематической выставки

Организация тематической выставки.

Цель тематической выставки - углубить литературные интересы детей.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей. Книжные выставки лучше проводить к предстоящим праздникам, юбилеям писателей или художников-иллюстраторов, или ко дню детской книги. 

  1. Необходим тщательный отбор книг, иллюстраций художников, открыток, картинок, фотографий, а также детских рисунков.

Можно привлекать детей к оформлению выставок, приглашать ребят из соседней группы.

-формировать культуру поведения (этикет). Формировать диалогического общение: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

2. Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес дошкольников будет снижаться.

Требования к организации выставки:

  • Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
  • Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).
  • Средняя группа - 3-4 раза в год.
  • Старший дошкольный возраст 5-6 и более.

Например, можно посвятить выставку даже одной книги, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками - сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева», можно разместить рисунки Анастасии Архиповой; художника Ника Гольц; иллюстратора — народного художника России Бориса Диодорова; художника Владислава Ерко.

Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.

Можно выставить книги И. Токмаковой, которые иллюстрировал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рассматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом содружестве поэта и художника.

Также можно организовать выставку книг писателей-художников Е.Чарушина, В.Сутеева или же организовать выставку С.М. Михалкова разместив его книги «Д.Стёпа», «А что у вас?», «Трезор», «Про мимозу», « Фантазёры», « Про девочку которая плохо кушала», а также его портрет. Познакомить детей с биографией С. Михалкова, обыграть запоминающие сценки из произведений, провести развлекательный досуг, где дети зачитают наизусть стихи, отгадают загадки о героях С. Михалкова, соберут картинки, пазлы по произведениям автора.

Руководство.

  • – Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями
  • – Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои.

Примеры формирования «Уголка книги»:

  • «Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»
  • «Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова
  • Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.
  • «Разные азбуки»
  • Творчество А.С. Пушкина
  • Народные детские песенки стран мира
  • «Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М., 
  • Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)
  • Тематический «Уголок книги» «Птицы»
  • Народная сказка источник для авторской сказки
  • Выставки детских журналов, издаваемых в одном регионе
  • Сезонные изменения в природе
  • «От книги к мультфильму» (произведения, положенные в основу мультфильмов)
  • Детские журналы.
  • «Мы художники – иллюстраторы» - выставка, произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.
  • «Домашняя библиотека» - выставка книг, принесенных детьми из дома.

Следует помнить:

1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Правила работы в «Уголке книги»:

-Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.

-При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.

-Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.

-При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.

-Книги брать чистыми, сухим руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста

В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду,  даны  принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье  имеетс...

Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении"

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста ...

«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от воз...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»

laquo;Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»...