Проект для детей дошкольного возраста (5-6 лет) "Мама, папа, я - читающая семья"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Толокнова Светлана Сергеевна

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания, имеющая  особое значение для читательской судьбы ребёнка. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mama_papa_ya_-_chitayushchaya_semya.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

«Мама, папа, я – читающая семья»

Вид проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта:

- дети старшей группы,

- воспитатели,

-  родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Разработка и реализация данного проекта обусловлены тем, что в последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в век развития компьютерных и  других  технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. При этом забываем, что чтение оказывает огромное влияние на развитие все психических процессов у ребенка и является средством формирования его личности.

Семейное чтение имеет особое значение для детей дошкольного возраста, т.к., слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения.

Дошкольник, прежде всего, не читатель, а слушатель книг. Его чуткость к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать разные жанры.

Проблема проекта:

Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в нашей стране.

В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Огромную, решающую роль в формировании культуры чтению детей играет семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей.

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия педагога с родителями;

-          взаимодействие педагога с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

      Цель: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

Задачи:

  • Формирование у детей интереса к книгам.
  • Создание информационно-педагогической поддержки мотивации семейного чтения (в частности, привлечь отцов к совместному чтению).
  • Выявление самой читающей семьи.
  • Создание книги с детьми в совместной деятельности в группе детского сада.
  • Создание интерактивного пособия (лэпбука) для совместной и индивидуальной работы с детьми.

Паспорт проекта

  • Активизировать чтение детей за счет совместных занятий с родителями.
  • Организовать сотрудничество “ребенок-педагог-родитель».
  • Повысить рейтинг книги в досуге семьи.

Ожидаемые результаты:

  • Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.
  • Увеличение количества духовно-нравственных мероприятий для детей и их родителей.
  • Популяризация семейного чтения как источника формирования интереса к книге.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие пяти этапов,   каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий.

Содержание

I этап

Определение проблемы, формулирование цели и задач проекта.

II этап

Планирование (проектирование) деятельности

1. Разработка анкеты и проведение опроса родителей по теме «Семейное чтение»

2. Подбор литературы, методических рекомендаций.

3. Проведение «Недели детской книги»

4. Работа в книжном уголке

5. Организация в приемной информационного стенда для информирования и контроля за чтением книг дома

6. Консультирование родителей по вопросам организации семейного чтения: «Что читать детям?», «Как читать детям?», «Где найти время для чтения книг?», «Как беседовать с детьми о книгах?» и т.д.

7. Проведение фотоконкурса «Открой книгу вместе с папой» и оформление стенгазеты

8. Введение традиции «Книга напрокат»

9. Проведение праздника Книги

10. Проведение конкурса «Самая читающая семья»

11. Открытие мини-музея «Моя любимая книга»

III этап

1. Изучение научной и учебно-методической литературы и интернет ресурсов для реализации проекта

IV этап

Результат деятельности

1. Анкетирование

2. Самодельная книга, созданная в результате совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

3. Информационно-контрольный стенд как форма работы с родителями

4. Проведение конкурса на выявление «Самой читающей семьи»

5. Лэпбук «В гостях у сказки»

V этап

Подготовка к презентации. Презентация

 Формы работы с родителями и детьми

  • Тематические выставки семейных книг, презентации книг, обмен книгами.
  • Выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям.
  • Оформление семейных газет, выставок.
  • Анкетирование по теме «Особенности организации домашнего чтения в семьях наших воспитанников».
  • Родительские встречи, круглые столы.

С целью информационно-просветительской работы с родителями (в приёмной) организован читательский уголок. В уголке размещаются консультации по организации домашнего чтения.

Кроме того, еженедельно родителям рекомендуется перечень произведений, которые необходимо прочитать и сделать отметку о прочтении в листе контроля. В конце месяца результаты подсчитываются. Каждая семья имеет возможность получить звание «Читающая семья».

Результатом участия в проекте стало выявление самой читающей семьи.

В рамках проекта проходил фотоконкурс «Открой книгу вместе с папой». Цель: привлечь отцов и детей  к совместному чтению.

Мероприятия:

В рамках проекта с воспитанниками группы прошла неделя детской книги, которая условно была разделена на пять тем.

День сказки. Открытие «Недели книги». В группе была оформлена тематическая книжная выставка. Дети познакомились с выставкой, рассмотрели книги, вспомнили знакомые русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», а также сказки В. Г. Сутеева, С.Михалкова, братьев Гримм, Ш. Перро, К, Чуковского. Разучили новые игры: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку». Провели викторину «Путешествие по сказкам».

В день знатоков книги «Мы и книга» мы познакомили детей с книгой, побеседовали о правилах обращения с ней, рассмотрели обложки книг, узнали, что такое иллюстрация, текст, переплет, страницы. Поразмышляли на тему: «Для чего же нам нужны книги?».

В день «Любимая книга» дети (и родители) приносили из дома свою любимую книгу; кратко рассказывали ее содержание. Фрагменты книг зачитывались прямо на занятии, в тихий час. Книга каждого ребенка была отмечена и зачитана, хотя бы частично. Также родители приносили фотографии каждого ребенка с его любимой книжкой.

В день творчества «Делаем сами — своими руками» мы с детьми делали книжку своими руками. На листах белой бумаги рисовали разные игрушки, потом листы скрепляли вместе, и с помощью аппликации делали обложку.  

В день закрытия недели детской книги дети отправлялись в младшую группу – дарить книги. Все вместе их рассматривали. В конце дня ребята получили задание на выходные – сделать книгу вместе с родителями.

Для более интересного изучения и знакомства детей с произведениями литературы на группе было создано интерактивное пособие лэпбук «В гостях у сказки» с элементами театра. Лэпбук — универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Внешне это объемная папка в виде домика с кармашками, конвертиками, книжкой-гармошкой и подвижными деталями (вращающийся круг), в которую помещены материалы по теме «Сказки». Также папка может служить ширмой для развертывания театральной деятельности.

Кроме того, совместными усилиями родителей нашей группы и педагогов мы сделали текстильную книжку по мотивам сказок. Талантливые родители делали дома с детьми иллюстрации к сказкам, которые потом собрали в общую книгу.

III. Перспектива

На основе образовательного  проекта «Мама, папа, я – читающая семья» разработать проект  по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста  к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».

Литература

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1

14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.

15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г


Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-         несколько книжных полок;

-         книжный шкаф; 

-         стеллажи с книгами;

-         другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-         да; 

-         нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-         каждый день; 

-         каждый вечер перед сном; 

-         когда попросит; 

-         иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
 
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

-         да; 

-         нет; 

-         иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.



Приложение 2

Памятка для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

  • Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
  • Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
  • Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,

 

  • умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
  • Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  • Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
  • Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

    


Приложение 3

Консультация для родителей

«Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

-  Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

-   Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

-   Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

-   Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

-   До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

-   Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

-   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

-   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

-   Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ МАМА ПАПА Я -ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного у...

Проект "мама, папа, я - читающая семья"

Цель проекта •Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению.• Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; а...

Спортивное РАЗВЛЕЧЕНИЕ для детей старшего возраста и их родителей "МАМА, ПАПА, Я - спортивная семья"

Спортивное развлечение для проведения досуга с детьми старшего возраста и их родителями....

Проект "Мама, папа, я - читающая семья"

Образовательный проект «Мама, папа, я – читающая семья»представляет собой осуществление совместной практико-ориентировочной деятельности участников образовательного процесса подготов...

Отчет по проекту "Мама, папа,я- читающая семья"

Отчет по проекту "Мама, папа,я- читающая семья"...