Описательный рассказ по репродукции А. Саврасова "Грачи прилетели"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Мислер Светлана Владимировна

Воспитатель:  Мислер Светлана Владимировна

Детский сад  «Берёзка», филиал Детского сада «Светлячок»

Тюменская область, г. Заводоуковск

Данный материал будет полезен для воспитателей детского сада.

Цель:  Составление описательного рассказа по картине  А. Саврасова «Грачи прилетели».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grachi_prileteli.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия, развитие речи, с детьми подготовительной группы

 в детскому саду по репродукции А. Саврасова "Грачи прилетели".

Воспитатель:  Мислер Светлана Владимировна

Детский сад  «Берёзка», филиал Детского сада «Светлячок»

Тюменская область, г. Заводоуковск

Данный материал будет полезен для воспитателей детского сада.

Цель:  Составление описательного рассказа по картине  А. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:
- Развивать умение видеть художество пейзажной картины, стимулировать желание, внимательно её рассмотреть;
- учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине;
- Обогащать словарный запас, умение подбирать образные выражения.
Оборудование: Проектор, презентация с иллюстрациями по картине «Грачи прилетели», для рефлексии, шаблоны солнышки и тучки по количеству детей.

Музыкальное сопровождение: Пение птиц.

Ход занятия:

Актуализация:

Воспитатель:

 Здравствуйте ребята! Посмотрите, как ярко светит солнышко в группу, оно улыбается нам, дарит тепло и хорошее настроение, а какое настроение у вас?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Так улыбнитесь друг другу ребята, каждый, поделитесь с товарищем своим хорошим настроением.

Дети: Дарят улыбки друг другу.

Воспитатель: Ну вот,  теперь я вижу ваши улыбки!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.  Солнце печёт, тает снежок, день прибывает, когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель:  Правильно Ребята, а вы знаете, что такое весна?

Дети: Время года.

Воспитатель: Ребята, а после какого времени года наступает весна?

Дети: После зимы.

 Воспитатель: Что же происходит, когда наступает весна?

Дети: отвечают.

Воспитатель: А знаете ли вы, весенние месяца? Назовите.

Дети: Отвечают, март, апрель, май.

Воспитатель: Что происходит в марте? Апреле? Мае?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Включает ауди (пение птиц).

Воспитатель: Ребята, вы слышите звук, кто же это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Только пригрело солнышко и уже птицы прилетели. А знаете ли вы, какие перелётные птицы прилетают первыми весной?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: На слайде появляется изображение грачей.

    С наступлением весны, первыми прилетают к нам грачи, в народе ещё их называют, вестниками, с наступлением зимы они улетают в теплые края, переждать морозы, холода, а когда наступает тёплая весна, перелетные птицы возвращаются домой, осматривают свои гнёзда, ремонтируют, вьют новые и живут до холодной осени.

Воспитатель: Предлагаю поиграть  в игру «Грачи прилетели»

Дети: Играют вместе с воспитателем.

     Вот на ветках, грачи! Не кричи! (палец приложить к губам)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке (руками показываем гнёздышко)

Распушили пёрышки (руками похлопать себя)

Греются на солнышке (погладить себя по рукам)

Головой вертят (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят (взмахи руками)

Полетели, полетели (бег на носочках)

В свои гнёзда, снова сели (присели)

Воспитатель: Понравилась игра?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Вспомним ребята, о каком времени года мы с вами разговаривали.

Дети: Отвечают (весна).

Воспитатель: О весне! Мы разговаривали о том, что с наступлением весны, возвращаются перелётные птицы, грачи, начинает пригревать солнце, тает снег, затем образуются лужи, бегут ручьи, набухают почки, далее появляются листочки на деревьях.

Воспитатель:  Какой удивительный мир природы, можно увидеть целую картину, которую передаёт нам весна!

Воспитатель: Ребята, а кто создаёт картины?

Дети: Отвечают (художник).

Воспитатель: Правильно, создаёт картины художник, но как он их создаёт? Вы скажите, что художник их рисует, нет. Художник картины не просто  рисует, а пишет, передаёт настроение и красоту живой природы, это целое искусство!

Воспитатель: Много лет назад, художник Саврасов А. К написал картину, «Грачи прилетели» (на слайде картина  Саврасова  А.К «Грачи  прилетели»)

Воспитатель: Ребята, рассмотрите  картину.

Дети: Рассматривают.

Воспитатель: Что изображено на картине?

Дети: Отвечают (природа).

Воспитатель: Верно, художник написал картину о  природе,  ответьте пожалуйста, как называется такой жанр искусства? 

Дети: Отвечают (пейзаж).

Воспитатель: Правильно, ребята, изображение природы, называется пейзаж,  а какие цвета передаёт художник  в картине?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Обратите внимание на снег? Что с ним происходит?

Дети: Отвечают (снег тает, появляются проталины).

Воспитатель: Снег тает, стал серого цвета, обратите внимание,  местами уже виднеется земля,

Воспитатель: А какое небо, каким вы видите его?

Дети: Отвечают  (пасмурное, солнце спряталось за серыми тучами).

Воспитатель: Как вы считаете, можно ли определить по картине, какое время года?

Дети: Отвечают (весна).

Воспитатель: Художник изобразил первые шаги весны, её пробуждение.

Воспитатель: Что вы можете сказать про деревья? Чем они похожи и чем отличаются?

Дети: Отвечают (берёза, предположительные ответы).

Воспитатель: Правильно, мы видим берёзы, у одного дерева, ствол тоньше, дерево ещё молодое, ветки хрупкие, а у другого дерева ветви толстые и упругие, дерево взрослое.

Воспитатель:  Ребята, что происходит на деревьях?

Дети: Отвечают (на деревьях птицы, предположительные ответы).

Воспитатель: Какие птицы?

Дети: Отвечают (грачи).

Воспитатель:  Расскажите о птицах, какие они?  Как вы думаете, какое у них настроение, почему?

Дети: Отвечают (радостное, предположительные ответы).

Воспитатель:  Грачи, скорее радостные, чем грустные, ведь они, вернулись домой.

Воспитатель: У берёзы,  снизу, грач в клюве держит веточку, как вы думаете, для чего?

Дети: Отвечают (вьёт гнездо).

Воспитатель: Обратите внимание, сколько гнёзд на одном дереве?

Дети: Отвечают (много).

Воспитатель: Как вы считаете, для чего им нужны гнёзда?

Дети: Что бы жить и высиживать птенцов.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята, молодцы!

Воспитатель: А можем ли мы, сказать, что это период ранней весны?

Дети: Предположительные ответы.

Воспитатель: Это период  ранней весны, так как, снег начал таять, но, ещё не растаял,  на деревьях  нет листочков, только прилетели  первые перелётные птицы, грачи, обустраивают свои гнёзда, значит, весна, только пришла.

Воспитатель:  Ребята, а что вы видите за деревьями?

Дети: Отвечают (постройки, дома).

Воспитатель: Да, ребята, похоже на деревеньку. А как вы считаете, как давно построены дома в деревне?

Дети: Отвечают (предположительные ответы).

Воспитатель: За деревьями  виднеется старая деревенька, видно, что доски уже старые, стены серого цвета, строения построены давно.

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассматривали картину, наши глаза утомились, выполним гимнастику для глаз, но для этого, нам понадобятся мячики – ёжики.

Дети: Разбирают мячики из корзины и выполняют вместе с воспитателем гимнастику для глаз.

Воспитатель:

Мячик в руки вы возьмите и повыше поднимите (поднимают мячик вверх)

Вы на мячик посмотрите (глаза смотрят на мяч)

Теперь руки отпустите  (отпускают руки)

Отдохнули, три, четыре

Снова мячик поднимите (поднимают мяч)

И, прищурясь, посмотрите (прищуриваются и смотрят на мяч)

Мы за мячиком следим

Влево, вправо поглядим (глаза отводят влево, затем вправо)

Влево, вправо, влево, вправо (глаза отводят влево, затем вправо)

Веселей ребята, Браво!

Наши глазки не устали

И по кругу побежали (глазами обводят круг за мячиком)

Раз, два, три, четыре

Делаем кружок по шире! (глазами обводят круг за мячиком)

Воспитатель: Отдохнули наши глазки, вернёмся ребята к картине. Мы много узнали о весне, многое увидели на картине, рассмотрели. Я предлагаю вам составить рассказ по картине.

Воспитатель: Послушайте, какой составила я, описательный рассказ по картине.

   На картине изображена ранняя  весна. Тает снег, появились проталины, местами  проглядывает чёрная земля. По пасмурному небу бегут серые облака. Стоят голые берёзы, на них в гнёздах поселились первые перелётные птицы, грачи,  их называют, вестники весны. Одни ремонтируют старые гнёзда, другие, высоко на деревьях, вьют новые.

   За деревьями видно старые постройки, забор,  здания серого цвета, стены пошарпанные, не видно людей, похоже на заброшенную деревню. На крышах зданий уже растаял  снег, значит, солнечные лучи пригревают, весна не за горами!

Воспитатель: Кто желает первым начать свой рассказ?

Дети: Рассказывают.

Рефлексия:

Воспитатель:  Молодцы, ребята, у вас получились у каждого, свой, замечательный рассказ!

Воспитатель:  Ребята, что нового вы узнали на занятии? Чему сегодня научились?  Что было сложным для вас?

Дети: Отвечают (предположительные ответы).

Воспитатель: Хорошо, Ребята, на столе находятся солнышки и тучки, солнышко означает, что вам понравилось наше занятие, а тучки означают, было не интересно. Предлагаю вам взять  в руки то, что вам подходит и прикрепить к голубому фону.

Дети: Выполняют.

Воспитатель: Ребята, спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по ...

Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема НОД: Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержа...

«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)

laquo;Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)...