Главные вкладки

    Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Мосина Светлана Ивановна

     

    Цели:

    - учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; 

    - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

    - развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_rasskazyvanie_po_kartine.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

    Цель: 

    - учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;  

    - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

    - развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

    Словарная работа: 

      - обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.

    Предварительная работа: 

    - рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

    - рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

    - слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);

    - чтение стихов о весне.

    Материал:

    - репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

    - магнитофон

    - обруч

    - картины с изображением птиц

            

    Ход занятия

    I.  – Ребята, отгадайте загадку.

    Тает снегом,

    Ожил лужей,

    День прибывает.

    Когда это бывает? (Весной)

    Правильно, это весна.

    Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною…

    Засвищут скоро соловьи

    И лес оденется листвою!

    Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала.

    II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

    Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.

    В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

    III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как  будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.

    Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон (садятся).

    IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

    - Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

    (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).

    - Расскажите о грачах. Что  они делают?

    (Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).

    - Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

    (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

    - Какие деревья выбрали грачи?

    (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).

    - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

       Как вы догадались?

    (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.

    Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),

    - Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

    (Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

    - Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

    (Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).

    - Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

    (Немного холодно, радостно,  чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме).

    - Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

    (Ответы детей).

    V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

    (Дети по деланию рассказывают по картине).

       

    МДОУ д/с «Ландыш»

    г. Балашова

    Конспект

     открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ёлочка»

    для детей с туберкулезной интоксикацией

    Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины

    А. Саврасова «Грачи прилетели»

    Провела: воспитатель I

    квалификационной категории

    Мосина С. И.  

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

    Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

    НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

    Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

    «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

    Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

    Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

    Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по ...

    Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

    Тема НОД: Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержа...