Главные вкладки

    «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Якина Елена Викторовна

    Цель: развивать связную речь.

    Задачи:

    Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать любовь к природе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx22.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 14 р.п. Магнитка Кусинский район»

    Конспект

    непосредственно – образовательной деятельности по физическому развитию

    Тема: «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

    Воспитатель: Якина Е.В.

    Группа: старшая

    Количество детей: 12 чел.

    Магнитка, 2016 г.

    Цель: развивать связную речь.

    Задачи:

    Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать любовь к природе.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие с социально-коммуникативным, познавательным и художественно-эстетическим развитием.

    Материалы и  оборудование: репродукция картины И. Шишкина «На севере диком», ноутбук, экран, проектор, смайлики.

    Методы и приёмы:

    - объяснительно – иллюстративный:рассказ, объяснение,  художественное слово, слайды;

    - репродуктивный: вопросы, беседа.

    Предварительная работа: беседы о дружбе и  одиночестве.

    Индивидуальная работа:развивать умение участвовать в коллективном разговореу Рустама Э., Лизы Ч., громко и внятно отвечать на вопросы.

    Ход НОД:

    IИгра «Собрались все дети в круг…»

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.  (Дети выполняют движения по тексту.)

    IIЯ беседую с детьми:

    - Ребята, у вас есть друзья? (Ответы детей.)

    - О друзьях говорить всегда приятно.

    - Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (Друг- друзья, дружба, дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились и т.д.)

    - Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один. Какие слова, сходные по звучанию,  можно подобрать к слову «один»? (Один – одинокая, одинокий, одиночество, одиноко и т.д.)

    - Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо? Почему?

    - Что хорошего? (Можно подумать о чём-то своём, помечтать, можно поговорить с самим собой, можно принять важное решение, обдумать ситуацию, побыть наедине со своей совестью, никто не мешает, не отвлекает и т.д.)

    - А что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, поделиться своими мыслями, некому сделать что-то хорошее и т.д.)

    - Значит, быть одному, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, плохо.

    Одиночество – чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.

    IIIЯ предлагаю детям послушать классическую музыку (Фредерик Шопен «Сочинение 28 №4») (Слайд №3)

    - Какая музыка прозвучала? (Спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная.)

    - Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (Грусть, печаль, тоска, одиночество и т.д.)

    Выставляю репродукцию картины И. Шишкина «На севере диком». (Слайды №4 – 5)

    - Ребята, нравится вам эта картина?

    - Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, чёрные, коричневые, белые и т.д.)

    - Что изображено на переднем плане? (Сосна.)

    - Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.)

    - Что изображено на заднем плане? (Небо.)

    - Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, тёмное, холодное, вечернее и т.д.)

    Физкультминутка «Дерево»

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветерок всё тише, тише;

    Деревцо всё выше, выше.   (Движения по тексту.)

    IV Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна.

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она.

    Риза – устар. платье, одеяние.

    - Поэт изобразил заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-жёлтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

    - Как вы думаете, с каким настроением писал картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

    - Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? ( Тёмно-голубая, чёрная, серая, коричневая.)

    - Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжёлые облака и т.д.)

    - Что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.)

    - А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет.)

    - Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у неё были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?

    - С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)

    - Как вы считаете, о чём думает сосна? Что она видела в своей жизни?

    - Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Для того чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты опорными схемами. (Слайд №6)

    - Что изображено на картине? (Сосна.)

    - Где растёт сосна? (На горе.)

    - Какой ствол у сосны? (Большой, толстый.)

    - Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые.)

    - Какое небо? (Хмурое, тёмное.)

    - О чём думает сосна?

    - Какие чувства ты испытываешь к сосне?

    Примерный рассказ

    На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

    VСоставление рассказов детьми.

    - Чем мы сегодня занимались?

    - Что нового (интересного) узнали? Чей рассказ понравился больше? Почему?

    - Понравилось вам занятие? (Дети показывают смайлики.)

    Я хвалю детей. (Слайд №7)

    Литература:

    • Бабаева Т.И. «Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». - СПб.: «Детство – Пресс», 2011;
    • Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи». - Воронеж: «Учитель», 2004;
    • Сомкова О.Н. «Образовательная область «Коммуникация». – СПб.: «Детство – Пресс», 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

    Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

    Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

    Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

    Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

    Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

    НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

    Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

    Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

    Конспект планового занятия со старшими дошкольниками по развитию связной речи....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

    Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".

    На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине....