Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием мнемотаблицы, соблюдая композицию рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        « Детский сад комбинированного вида №39».

Конспект  занятия

по познавательно-речевой деятельности

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

           

                                                                              Составила:

                                                            воспитатель коррекционной группы

                                                            Родионова Наталья Владимировна

                                                           

                                   Арзамас

                                      2014

Тема «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».

Компоненты интеграции.

Познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Цель. Уточнение представлений о зиме как времени года.

Программные задачи.

Образовательные.

- Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.

- Обеспечить узнавание образов зимнего чуда в стихах, звуках музыки, картине художника.

- Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из 5-6 предложений с помощью мнемотаблицы, соблюдая композицию рассказа.

- Добиться использования в речи разных синтаксических конструкций, образных слов и выражений.

- Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально.

- Обогащать словарь искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукции).

Развивающие.

- Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность).

- Способствовать художественному видению пейзажной картины; стимулировать желание внимательно ее рассматривать.

- Содействовать развитию умений согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Воспитательные.

- Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам.

- Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.

Коррекционные.

- Осуществлять развитие психических процессов (слуховое и зрительное восприятие).

- Содействовать развитию коррекции речи и движений.

Методические приемы.

Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, принятие роли и выполнение действий в соответствии с принятой ролью.

Диалогический метод: беседа.

Творческие методы: презентация, импровизация.

Метод совместного обучения: совместное решение поставленной задачи.

Прием, обеспечивающий эмоциональную активность: использование воображаемых ситуаций, сюрпризный момент.

Прием, повышающий интерес: использование презентации, художественного слова, ТСО.

Прием развивающего обучения: использование мнемотаблицы.

Игровой прием: подчинение учебной деятельности правилам игры.

Коррекционные методы: психогимнастика, ритмопластика, логоритмика.

Методическое обеспечение.

Видео слайды с зимней тематикой. Видео презентация с произведениями известных художников. Музыкальная запись произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года. Декабрь», Ж.Массе «Элегия». Репродукция картины И.Шишкина «на севере крайнем». Мнемотаблица. Мультимедиа – проектор.

Предварительная работа.

Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихов и песен. Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня почтальон Печкин принес нам журнал. Давайте  рассмотрим его.

(на экране появляется изображение Печкина)

(дети рассматривают журнал)

А кто принимает участие в составлении журналов, газет? (Журналисты)

Какими должны быть журналисты (Умными, грамотными, честными, грамотными)

Ребята, а хотите сегодня стать журналистами и создать свой журнал? Темой нашего журнала будет ответ на загадку:

      Королева ледяная

       Мчится в ледяной карете,

       И ее сопровождает

        Северный холодный ветер.

        А за ней бегут вдогонку

        Вьюга, колкая поземка.

          И несутся, словно змеи,

         Серебристые метели.     (Зима)

Воспитатель. Красоту, волшебство и величие русской природы зимой воспевали художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой. Вот и мы наш журнал посвятим зиме.

(на экране слайды зимнего пейзажа)

Перед вами первая страница нашего журнала. Как мы его назовем, подумайте? («Зима», «Зима – волшебница», «Зимнее чудо»)

Итак, наш журнал называется «Зимнее чудо».

(на экране слайд – летящие снежинки)

А вот и вторая страница. Посмотрите, какая она веселая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть. На странице «Игралочка» мы поместим веселые загадки.

(дети загадывают загадки, на экране слайды с отгадками)

Дети. – С неба падают снежинки

               Серебристые … (Снежинки)

                   - Вот веселье для ребят   

                     Все сильнее …     (Снегопад)

                              Словно в белый пуховик

                              Нарядился … (Снеговик)

Воспитатель. Посмотрите, как играют снежинки, как бы дружат друг с другом.

(на экране картинка с изображением падающих снежинок)

(дети выполняют ритмопластику под музыку Ж.Массне «Элегия»)

Воспитатель. Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать ее по кругу и называть какая бывает зима. (Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная и т.д.)

(дети присаживаются на стулья)

Воспитатель. Перейдем к третьей странице нашего журнала. Она – поэтическая.

(на экране – портреты поэтов А.С.Пушкина и С.А.Есенина)

Кто хочет прочитать стихи этих авторов о зиме?

(дети читают наизусть, на экране показываются иллюстрации к стихам)

- Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

                          (С.А.Есенин)

- Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель. Да, действительно, поэты в стихах прекрасно описали красоту зимней природы и передали нам свой восторг.

Открываем страницу – музыкальную. Исполним песню «Ох, ты зимушка – зима»

(дети выполняют логоритмическое упражнение )

 Воспитатель. Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.

Посмотрите, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе.

(дети рассматривают на экране репродукции русских художников о зиме с сопровождением музыкальной записи произведения П.Чайковского «Декабрь. Из альбома «Времена года»)

Воспитатель. Чем картины отличаются друг от друга? ( Сюжетом)

 Но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом? (Пейзажем)

Воспитатель. Давайте поместим в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «На севере диком».

(на экране репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»)

Послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком» в исполнении Кирилла.

 Ребенок.  На севере диком стоит одиноко

                     На голой вершине сосна.

                     И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                     Одета, как ризой, она.

 Воспитатель.

- Ребята, нравится вам эта картина?

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, черные, коричневые, белые и т.д.)

- Что изображено на переднем плане? (Сосна)

- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.)

- Что изображено на заднем плане? (Небо)

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т.д.)

- (звучит спокойная музыка) Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

-Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Темно-голубая, черная, серая, коричневая)

- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т.д.)

- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)

- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)

- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь? Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни? С кем она могла общаться?

Психогимнастика «Природа вокруг нас»

(на экране появляются, сменяя друг друга слайды соответствующее содержанию текста: вид зимней природы, летящие снежинки, заснеженное дерево, вьюга и т.д.)

Воспитатель.  Зазвучала музыка.. Я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину и почувствовать всю красоту зимней природы. Вдохнем воздуха почувствуем, какой он?... Морозный, прозрачный, свежий, легкий. Прислушаемся, тихо вокруг, и можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. И скрип снега, и шепот ветра, и потрескивание веток. А вот налетел ветер, закружил нас в воздухе, и мы вместе со снежинками танцуем, и спокойно собираемся в большой сугроб...

Воспитатель. Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами: и о величии сосны, и о снеге, и о небе, и о солнце. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты с помощью опорной схемы (мнемотаблица).

- Что изображено на картине? (Сосна)

- Где стоит сосна? (На горе)

-Какой ствол у сосны? (Большой, толстый)

-Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые)

- Какое небо? (Хмурое, темное)

- О чем думает сосна?

- Какие чувства ты испытываешь к сосне?

(дети составляют описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу)

                Примерный рассказ.

На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У нее длинный ствол и пушистые ветки. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По темно-голубому вечернему небу плывет хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласкового освещает вершину сосны, и от этого она становится еще великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

Воспитатель. Какую же главную мысль нашей словесной картины мы донесли до читателей? (Как прекрасна наша родная русская природа. Природа – красота и богатство, и ее надо охранять и беречь).

Воспитатель. Ну что же, журнал наш готов. Вы славно потрудились, и я думаю, наш журнал наверняка понравится читателям. А вам понравилось быть журналистами? И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки.

Литература.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Констекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. –М: Центр педагогического образования, 2008.

               

   Мнемотаблица

1 Какое время года

2 Что изображено на переднем плане картины

3 Где растет сосна

4 Что есть у сосны

5 Какое настроение у сосны

6 Как изображено небо

7 О чем думает сосна

8 Какие чувства ты испытываешь

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".

На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине....