«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Доброквашина Наталья Геннадьевна

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.

Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного рассказа.

Задачи занятия:

– формирование умения при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова;

– обогащать словарный запас определениями;

– развивать диалогическую речь, связную речь.

Дополнительные задачи:

– упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Словарная работа: друг, одиночество, тёмно-голубое, сосна.

Планируемый результат занятия: имеют представления о правильности составления рассказа по картине.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Шишкина «На Севере диком», коробочка с очками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_severe_dikom.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассказывание по картине.

Составление рассказа по репродукции картины

И. Шишкина «На севере диком»»

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.

Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного рассказа.

Задачи занятия:

– формирование умения при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова;

– обогащать словарный запас определениями;

– развивать диалогическую речь, связную речь.

Дополнительные задачи:

– упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Словарная работа: друг, одиночество, тёмно-голубое, сосна.

Планируемый результат занятия: имеют представления о правильности составления рассказа по картине.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Шишкина «На Севере диком», коробочка с очками.

Ребята, а у вас есть друзья? (Ответы детей)

О друзьях всегда приятно говорить.

Давайте друг другу улыбнёмся, тем самым передадим друг другу хорошее настроение и скажем ласковое слово.

Например: добренькая Оленька, красивенькая Маша и т. д.

Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (Друзья, дружба, дружные, дружить, дружелюбные и т. д.)

Бывает так, что у человека нет друзей, и он остаётся один.

Какие слова можно подобрать к слову «один»? (Одинокая, одинокий, одиночество, одиноко и т. д.)

Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо? (Ответы детей)

А почему вы так думаете? (Ответы детей)

Что хорошего? (Можно подумать о чём-то своём, помечтать, можно вспомнить что-то, можно принять важное решение, никто не мешает, не отвлекает и т. д.)

А что плохо? (Скучно, не с кем говорить, играть, поделиться своими мыслями, некому сделать что-то хорошее или помочь и т. д.)

Значит, быть одному, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, плохо.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебные очки».

У меня есть коробочка с сюрпризом. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего друга. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали.

Ребята, обратите внимание на репродукцию картины И. Шишкина «На севере диком».

Вам нравится эта картина?

Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, чёрные, белые и т. д.)

Что изображено на переднем плане? (Сосна)

Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, грустная, печальная, величественная и т. д.)

Что изображено на заднем плане? (Небо)

А какими словам можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, тёмное, вечернее, холодное и т. д.)

Ребята, послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну.

Такую тихую, могучую, мудрую, древнюю, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричнево-жёлтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

Как вы думаете, с каким настроением художник писал эту картину? (С грустью, тоской, печалью и т. д.)

А как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Тёмно-голубая, чёрная, серая, коричневая и т. д.)

Какие детали говорят о тоске, грусти, задумчивости? (Хмурые тяжёлые облака, холодное вечернее небо и т. д.)

А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)

А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)

Много лет стоит на горе одинокая сосна. За это время у неё были страдания, беды, радости и счастье. Но имела ли возможность сосна рассказывать о них кому-нибудь?

Как вы думаете, о чём думает сосна? Что она видела в своей жизни? (Ответы детей)

С кем она могла общаться? (С солнцем, ветром, снегом, луной и т. д.)

Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты опорными схемами.

Что изображено на картине? (Сосна)

Где растёт сосна? (На горе)

Какой ствол у сосны? (Большой, толстый)

Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые)

Какое небо? (Тёмное, хмурое)

О чём думает сосна?

Какие чувства ты испытываешь к сосне?

А сейчас я предлагаю составить рассказ.

Примерный рассказ.

На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях- сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тишине. И снится ей замечательный сон.

А кто помнит, как называется стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Были ли у вас затруднения при составлении картины?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".

На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок....