Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Домбровская Татьяна Владимировна

Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshaya.docx77.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема занятия: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цель: учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.  (еж)

Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».

https://kladraz.ru/images/319.jpg

- Кто нарисован на этой картине?

- Посмотрите внимательно, они все одинаковые?

- Что делает ежиха? Ежата?

- Что едят ежи?

- Зачем ему нужны иголки?

- Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)

- Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)

- Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)

- Где живут ежи? (В лесу.)

- Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.

- На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.

- Как вы думаете, это дружная семья?

- Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)

Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает детям оценить рассказы.

- Чей рассказ вам понравился?

- Какие слова в рассказе понравились?

- Как можно еще начать рассказ?

- Как можно закончить рассказ по-другому?

- Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)

- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?

- Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).

- Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

Послушайте стихотворение «Ежинка» В. Осеевой.

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

 

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

 

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

 

И вдруг, запыхавшись, зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

- Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

 

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь,

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, Еж!

 

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал.

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал!

 

Стемнело... И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Еж!

 

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

 

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзинке назад принесли.

 

Пустили на мягкую травку.

- Дорогу домой ты найдешь?

- Найдет! - закричал из канавки

Взволнованным голосом Еж.

После того, как дети прослушают стихотворение, воспитатель предлагает им придумать диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...