Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ермакова Светлана Николаевна

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopspekt_zimniy_les.docx582.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи:

составление описательного рассказа (с элементами творческого)

 по картине «Зимний лес».

Цель:
Обучать  детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план.

Задачи:
1. Учить детей понимать замысел картины.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами, в образовании сравнительных оборотов и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5. Упражнять в образовании родственных слов,  кратких прилагательных.
6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Воспитывать   любовь к природе, бережное отношение к лесу.

Оборудование:

Индивидуальные карточки-схемы, презентация, репродукция картины «Зимняя тропинка»

Р. Сайфульмулюкова, музыкальный центр (запись звука шагов по снегу, музыка для физминутки), картинно-графический план, искусственная елка.

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются с пришедшими гостями.

  1. Организационный момент.

На стульчике  каждого ребенка лежит карточка с графической схемой. Логопед предлагает

«прочитать» схему и прикрепить ее на магнитную доску.

Логопед (Л): Дети, посмотрите внимательно на доску.

           Скажите признаки какого времени года мы сейчас назвали.

Дети (Д): Признаки зимы.

  1. Основная часть.

Показ слайдов: зима в городе – зима в лесу.

Л: Ребята, где лучше любоваться красотой зимы: в городе или в лесу?

Д:  В лесу.

Л: Я согласна с вами.

     Хочу рассказать вам случай, который произошел со знакомым мне мальчиком, когда он пошел в лес.

     Рассказывает он мне (от 1лица): «…».(стихотворение К. Ибряева «Приглашаю в лес на елку»).

     О какой лесной красавице рассказывал мальчик?

Д: О елочке.

Л: Давайте тоже отправимся в лес, полюбуемся сказочным зимним лесом. Поможет нам в этом                 репродукция картины современного художника.

Предъявление картины.

      « Говорят, зимою лес

         Полон сказочных чудес.

         А давайте поспешим

         Да на чудо поглядим.»

Л: Итак, рассмотрим картину и составим описательный рассказ зимнего леса и графический план к          нему.  

   

Вопрос- ответ- графический знак – параллельно с анализом пейзажа составляется картинно-графический план.

.

  1. Каков лес зимой?

(Красив, загадочен, прекрасен)

Новогодняя гирлянда - Мои статьи - Каталог статей - ПРАЗДНИКИ.ПОДАРКИ!Новогодняя гирлянда - Мои статьи - Каталог статей - ПРАЗДНИКИ.ПОДАРКИ!Новогодняя гирлянда - Мои статьи - Каталог статей - ПРАЗДНИКИ.ПОДАРКИ!

  1. Вдохнем глубоко. Какой воздух в зимнем лесу?

(Чистый  и прозрачный)

Урок: рисование носа в профиль - Demiart

  1. Давайте рассмотрим небо. Какое оно?

(Голубое небо, на нем нет ни облачка)

  1. Что мы слышим в зимнем лесу?

(Тихо)

Tsimshian-English Dictionary

  1. В лесу тихо, никого не видно, нет ни единого движения - лес словно …

(Притаился, замер)

"Околдовала" (Маркова Татьяна) в исполнении kapriza. MuzMix.…

  1. Когда мы шли по лесной тропинке, то слышали скрип под ногами. Чем укрыта лесная поляна?

(Снегом)

Каким?

(Белым, пушистым)

На что похож белый пушистый снег? С чем его можно сравнить?

(С одеялом)

  1. Какие деревья преобладают в этом лесу?

(Березы – березки)

Какие они?

(Стройные)

Стайные березки стоят как?

(Неподвижно)

Что лежит на тонких ветках березок?

(Снег – снежок)

Давайте пофантазируем: почему стройные березки стоят неподвижно?

(Боятся уронить снежок со своих тонких веток)

http://aniop.ru/wp-content/uploads/2013/03/st4-6.jpg

  1.  Нам на пути встретился …(указываю на пенек, жду ответа детей)

(пень – пенек)

Пенек почти замело снегом.  Значит он какой?

(Заснеженный)

Вспомните рассказ  Г. Скребицкого  «На лесной полянке».

С чем сравнивает автор пенек?

(Пенек – терем-теремок)

Кто мог заселиться в этот терем-теремок?

(Букашки и жуки)

  1. Какие красавицы украшают зимний лес?

(Елки – елочки)

 

  1.   Акцентирую внимание детей на том, что елочки зимой на фоне белого снега еще зеленее.

  1.  Какие ветви у елочек?

(Пышные, большие)

Холодно, морозно. Под  чем спрятали елочки свои пышные ветви?

( Под снегом)

С чем можно сравнить это убранство? Накидываю себе на плечи пуховую шаль. Даю детям потрогать

.

  1.  Страшен ли елочкам мороз в таком наряде?

(Не страшен)

  1.   После прогулки по зимнему лесу мы вернемся домой, в город. Хочется ли вам унести с собой эту красоту (эти красивые впечатления) ?

Новогодняя гирлянда - Мои статьи - Каталог статей - ПРАЗДНИКИ.ПОДАРКИ!Новогодняя гирлянда - Мои статьи - Каталог статей - ПРАЗДНИКИ.ПОДАРКИ!Новогодняя гирлянда - Мои статьи - Каталог статей - ПРАЗДНИКИ.ПОДАРКИ!               

Л. произносит получившийся рассказ.

    3. Физкультурная минутка. 

Л. приглашает детей на «полянку». Под музыку имитация катания на лыжах, на коньках, игра в снежки  ( детская песня  З. Петровой, А. Островского «Хорошо, что снег пошел»)

4.  Дети рассказывают рассказ по плану.

5.  Подведение итогов

Л:    Насмотрелись мы чудес.

       Жди нас снова, зимний лес.

     

       Понравилась вам прогулка по зимнему лесу?

       Почему же мальчик не срубил елочку?

       (Ответы детей)

       Что придумали люди, чтобы не рубить елки в лесу для Нового года?

       (Ответы детей)

Л:   Ни листочка, ни травинки!

       Тихим стал наш лес и сад.

       И березки, и осинки

       Скучные стоят.

 

       Только елочка одна

       Весела и зелена.

       Видно, ей мороз не страшен,

       Видно, смелая она!

Сюрпризный момент: искусственная елка, под ней ларец с подарками.

Рэм  Сайфульмулюков

 Репродукция картины «Зимняя тропинка»

Живопись - Портретист

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа об одежде"

Занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление описательного рассказа о платье"...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Составление творческого рассказа о лесных обитателях"

В конспекте раскрывается интеграция продуктивной деятельности и коррекционно-расзвивающей работы в процессе составления творческих рассказов. Использование коллективной работы, поделок, сенсорно...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...

Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).

Конспект НОД  по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....

КОНСПЕКТ коррекционной образовательной деятельности по развитию связной речи «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» по картинно-графическим схемам

Тема: «Составление описательного рассказа по мнемо – дорожкам «Зимние забавы». Программное содержание: Учить составлять описательный рассказ по картине, вопросам лог...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....