Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Бойченко Олеся Олеговна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

             с детьми старшего дошкольного возраста.

    «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    (МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

    с детьми старшего дошкольного возраста

    «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

    Воспитатель

    Бойченко О.О.

    Занятие по развитию речи в старшей группе

          Тема: «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».

          Цель: учить составлять описательный рассказ по картине.

          Задачи: развивать творческое воображение; учить детей использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь, связную речь; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

         Оборудование: репродукция картины И.Шишкина «На севере диком».

    Ход занятия

         Воспитатель беседует с детьми:

         - Ребята, у вас есть друзья? (Ответы детей).

         - О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко.

         Игра «Назови своего друга ласково».

         Дети придумывают ласковые эпитеты: Добренькая Катюша, красивенький Тишенька, беленькая Лерочка, умненькая Алиночка, ласковенькая Настенька и т.д.

         - Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (Друг  - друзья, дружба, дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружиться и т.д.)

          - Бывает, что у человека нет друзей, и он остается один. Какие слова можно подобрать к слову «один»? (Один – одинокая, одиноко, одиночество и т.д.)

         - Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?

         - Что хорошего? (Можно подумать о чем-то своем, помечтать, можно вспомнить что-то, можно поговорить с самим собой, можно принять важное решение, обдумать ситуацию, побыть наедине со своей совестью, никто не мешает, не отвлекает и т.д.)

         - А что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, поделиться своими мыслями, некому сделать что-то хорошее и т.д.)

         - Значит, быть одному, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, плохо. Одиночество – чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.

         Воспитатель предлагает послушать классическую музыку (музыку ветра, вьюги и т.д.)

         - Какая музыка звучала? (Спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная).

         - Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (Грусть, печаль, тоска, одиночество и т.д.)

         Воспитатель предлагает еще раз послушать музыку и выставляет репродукцию картины И.Шишкина «На севере диком», называя имя художника и название картины.

         - Ребята, нравится вам эта картина? (Ответы детей).

         - Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, черные, коричневые, белые и т.д.)

         - Что изображено на переднем плане? (Сосна).

         - Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.)

         - Ребята, вот вы сказали, что сосна одинокая и грустная. Видите, рядом нет других сосен, ее подруг. А теперь давайте представим, как она будет гнуться под сильным ветром, под северной вьюгой, ведь рядом нет ни одного другого дерева, чтобы защитить и поддержать ее.

    Физминутка

         Половина подгруппы изображают одинокие сосны, другая половина изображает буйство ветра, вьюги. Сначала ветер тихий, потом он усиливается, начинаются порывы, потом сосна пригибается чуть ли не к земле, затем ветер постепенно успокаивается. Затем группы меняются.

         - Мы с вами показали, как трудно быть одному на белом свете, без друзей и поддержки. А что изображено на заднем плане картины? (Небо)

         - Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т.д.)

         - Послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…».

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна.

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она.

         - Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Вы слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричнево-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

         - Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

         - Как вы догадались об этом7 Какие краски указывают на это? (Темно-голубая, черная, серая, коричневая)

         - Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т.д.)

         - А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)

         - А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)

         - Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?

         - Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни?

         - С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)

         - Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты опорными схемами.

         - Что изображено на картине? (Сосна)

         - Где растет сосна? (На горе)

         - Какой ствол у сосны? (Большой, толстый)

         - Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые)

         - Какое небо? (Хмурое, темное)

         - О чем думает сосна?

         - Какие чувства вы испытываете к сосне?

    Примерный рассказ

         На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У нее длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По темно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершин сосны, и от этого она становится еще великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»

    Цель:  Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;   Образовательная задача:Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, ка...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

    Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

    Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

    Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

    Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Царство Математики»

    Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей: счет в пределах 10, представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, умение ориенти...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весенние цветы». Составление описательного рассказа

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весенние цветы». Составление описательного рассказа.Цель: учить составлять описат...