Конспект занятия по художественной литературе (ознакомление с малыми фольклорными жанрами) во второй младшей группе, тема: «Матрешки-затейницы»
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Шведа Ирина Григорьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki-_zateynitsy.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественной литературе (ознакомление с малыми фольклорными жанрами) во второй младшей группе,                        тема: «Матрешки-затейницы»

Цели:

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.
Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица.
Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.
Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Матрешки.
Карточки с изображением ответов на загадки.
Канат.
Аудиозапись народных песен.
Заготовки для рисования по количеству детей, ватные палочки, гуашь.

Ход занятия:

Давным-давно это было. Из далекой страны Японии привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились и в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками.

Семь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом...
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?

Каждая Матрешка со своей затеей. Но давайте по-порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?

Матрешка с загадками

Эта матрешка любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька.
(Кошка)

Кто на себе дом возит?
(Улитка)

Зимой и летом одним цветом.
(Ель)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

Ползун ползет, иголки везет.
(Еж)

Маленький, беленький.
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост – колечком.
(Собака)

Матрешка со считалками

Эта матрешка к нам пришла и считалки принесла. Дети очень любят бегать и играть, а выбрать водящего помогают считалочки.
Дети выстраиваются в круг. С помощью двух считалок выбираются два ребенка.

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Где проскачет он —
Выходи из круга вон!

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты.

Динамическая пауза «Перетягивание каната»

Два выбранных водящих становятся капитанами своих команд.

Матрешка с шутками-прибаутками

А эта матрешка - веселушка-хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить хочет. Послушайте ее смешные шутки-прибаутки.

«Небывальщина»

По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила.
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят.
По сучкам висят, полететь хотят.

Почему эта шутка-прибаутка называется «Небывальщина». Чего из того, о чем говорилось в шутке, не бывает.

Матрешка с чистоговорками

А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется - чистоговорка.

Ветерок в лесу - ш-ш-ш,
Ползет уж в траве - с-с-с,
Прилетел жук - ж-ж-ж,
Спел комарик - с-с-с,

Са-са-са: в норе спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.

Матрешка с играми

А эта матрешка не любит сидеть на месте. Она любит играть.

«Пильщики»

Дети становятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова:

Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж…
Треснула и стала,
Начинай сначала!

Матрешка с пословицами

Эта Матрешка хочет поделиться с вами умными мыслями - пословицами. Послушайте ее пословицы и подумайте, чему они нас учат.

Кончил дело - гуляй смело!
Чище мойся, воды не бойся.
Слезами горю не поможешь.

Матрешка с народными игрушками

А эта Матрешка - художница, она расскрашивает яркими узорами своих сестриц - игрушк-матрешек.

Детям предлагается с помощью ватной палочки и гуашевых красок закончить рисунок (нарисовать глаза, серединку цветов, горошины на платке).

Сколько интересного мы узнали сегодня от Матрешек-затейниц: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы. а что вам особенно понравилось? Давайте поблагодарим Матрешек и попрощаемся с ними


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».

Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для второй младшей группы Тема: « День Победы».

Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к Родине, Армии, дать понятие выражению «День Победы»....

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

Конспект совместной деятельности по художественной литературе (ознакомление с малыми фольклорными жанрами) во второй младшей группе.

Предлагаю конспект совместной деятельности по художественной итературе во 2 младшей группе  "Матрешки-затейницы". Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ООД по художественно – эстетическому развитию (лепке с элементами аппликации) во второй младшей группе Тема "Тучка и дождик"

Тучка и дождик»Цель: Формирование у детей интереса к аппликации и работе с пластилином, ватойЗадачи:Обучающие: Учить отрывать и приклеивать кусочки ваты, разнообразить способы деления пластилина...

Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков (умывания) с детьми во второй младшей группы. Тема: «Чистым быть, здоровым быть»

Программные задачи:Образовательные : Учить детей процессу умывания, соблюдению  последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с р...

Конспект занятия по художественной литературе знакомство с малыми фольклорными формами

Конспект занятия по художественной литературе (ознакомление с малыми фольклорными жанрами) 2я младшая группаВоспитатель: Росянова И.И.   Тема:  «Матрешки-затейницы&raqu...