«Литературная гостиная. Саша Черный и Даниил Хармс»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Подгорных Нина Геннадьевна

Мероприятие - «Литературная гостиная. Творчество Саши Черного и Даниила Хармса» - направлено на воспитание интереса к поэзии, ознакомлению с новым понятием «литературная гостиная».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx48.84 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 26)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми

подготовительной к школе группы

«Литературная гостиная. Саша Черный и Даниил Хармс»

                             

                                      Составитель Подгорных Н.Г., воспитатель

                                                1 квалификационная категория

Санкт – Петербург

2018

Цель: развитие умения детей сравнивать и анализировать произведения поэтов Саши Черного и Даниила Хармса.

Задачи:

Образовательные –

- закреплять представления детей о творчестве поэта Саши Черного;

- познакомить детей с творчеством поэта Даниила Хармса;

- познакомить детей с литературной гостиной;

- формировать способность детей выразительно читать стихотворения, передавая настроение героев;

Развивающие –

- способствовать развитию двигательных навыков и выразительности речи в передаче образов героев;

- развивать доказательную речь детей;

- развивать способность к целостному восприятию произведения;

- развивать коммуникативные навыки: умение взаимодействовать друг с другом, эмоционально откликаться на литературные произведения;

- развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми в ходе    образовательной деятельности.

Воспитательные -

- воспитывать интерес детей к поэзии, желание выразительно читать стихи;

-  воспитывать культуру восприятия поэзии;

- создать эмоционально-радостное настроение, как результат совместной деятельности.

Коррекционные –

- развивать целостное восприятие детей при составлении целого изображения из частей;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать творческое восприятие и мышление детей.

Тип НОД: комплексный

Интеграция образовательных областей: познавательное , художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование:

-  пазлы с персонажами стихов Саши Черного: слона, куклы, девочки-плаксы, гнома;

- фотография поэта Саши Черного; фотографии А.Барто, Б.Заходера, С.Михалкова, Д.Хармса.

- кукла;

-  схемы эмоций;

-  мяч;

-  шапочка - маска слова и кепка;

-  костюм гнома

Музыкальный материал:

- П.И.Чайковский «Осенняя песня»

- Л.В.Бетховен «Весело-грустно»

Оформление зала и оборудование:

В части зала расставлены диваны и кресла, торшер с мягким светом, в стиле литературной гостиной; по одной из сторон зала расставлены 4 мольберта, рядом с которыми расположены небольшие столы.

Организация детей на НОД: фронтальная и подгрупповая

Предварительная работа:

- знакомство детей с творчеством поэта Саши Черного;

- чтение и разучивание наизусть стихотворений Саши Черного;

- организация выставки книг Саши Черного;

-организация выставки рисунков детей, совместно с родителями, по любимым произведениям Саши Черного.

Ход  непрерывной образовательной деятельности:

Часть ОД

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

3-4 минуты

Звучит спокойная музыка

П.И.Чайковский «Осенняя песня»

- Как вы думаете, куда мы попали?

- Мы с вами оказались в литературной гостиной. Еще со времен Александра Сергеевича Пушкина в таких гостиных собирались известные и интересные люди, знакомили посетителей со своим творчеством, обсуждали возникающие вопросы, спорили, высказывали свое мнение о том или ином произведении искусства.

Дети входят в зал, здороваются с гостями и рассаживаются по местам

- Предполагаемые ответы детей: в каф, в гости, к друзьям…

- Восприятие рассказа воспитателя

- Как вы думаете, кто мог посещать такую гостиную в нашем городе?

Предполагаемые ответы детей: писатели и композиторы, о которых дети знают

- Сегодня я хочу поговорить с вами о двух поэтах. Кто из них первый – догадайтесь сами.

Включается свет в зале, педагог проверяет все ли дети хорошо видят)

Зрительная гимнастика: дети закрывают глаза, моргают

Основная часть

Закрепление представлений детей о творчестве Саши Черного

10-11 минут

- Для того, чтобы узнать о ком пойдет речь, вам надо собрать части пазлов с изображением героев произведений этого поэта.

Дети делятся  на 4 группы по 3 человека и выполняют коллективную работу по сбору пазлов с изображением героев стихотворений С.Черного :  слона, куклы, девочки-плаксы, гнома.

- Какой поэт написал стихи про этих героев?

- Это герои произведений Саши Черного

- Посмотрите на его фотографию и расскажите, что вы можете вспомнить об этом поэте?

- Поэт и прозаик Саша Чёрный родился в Одессе,  в довольно большой семье с пятью детьми. Его настоящее имя - Александра Михайловича Гликберг. На удивление, в семье было двое мальчиков, которых  звали одинаково — Саша, однако один был светловолосым и потому его называли «белым», а другой тёмноволосый - его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима поэта. Жил он в Санкт-Петербурге, Германии, Литве.

- Как много  вы знаете и вспомнили о поэте. Когда Саша был маленький, мама часто пела ему колыбельные песни, он их очень любил. Одно из стихотворений поэта называется «Колыбельная для куклы». Давайте попросим Диану его исполнить.

- Девочка, с куклой в руках исполняет стихотворение

- Дети, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Почему?

Предполагаемые ответы детей: умиротворенное, спокойное, потому , что подобраны такие слова и выражения

- Отметьте те эмоции, которые у вас вызвало это стихотворение

Дети ставят значки схем-эмоций к собранному пазлу «Кукла»

- Когда Саше исполнилось 9 лет, он поступил в гимназию. Уже тогда он писал стихи. Больше всего ему нравилось писать о животных. Кто хочет из вас прочитать по ролям стихотворение «Слон».

Двое детей читают стихотворение по ролям.

- Как вы думаете, почему же слону так грустно?

- А какое настроение будет у Слона после общения с мальчиком?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Предполагаемые ответы детей: слон оказался в клетке, а не на воле.

Предполагаемые ответы детей: надежда на свободу, уверенность.

Предполагаемые ответы детей: жалость к животному, желание ему помочь

Поставьте символ к иллюстрации.

Дети ставят значки схем-эмоций к собранному пазлу «слон»

- Вы помните, что в семье Саши было пятеро детей. Одной своей сестре он посвятил стихотворение «Плакса». Вы его помните? Хочет ли кто-нибудь его прочитать?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Поставьте символ к иллюстрации.

Дети ставят значки схем-эмоций к собранному пазлу «Плакса»

- О каком герое мы еще не поговорили сегодня?

- Мы с Лизой подготовили для вас сюрприз.

- Мы не говорили о гноме Скруте

Физминутка «Скрут»

2-3 минуты

Дети выполняют физкультминутку

-то живет под потолком?

(приседаю и выпрямляются)

- Гном

-У него есть борода?

(показывают бороду)

- Да!

И манишка, и жилет?

- Нет!

(отрицательные движения головой и руками)

-Как встает он по утрам?

- Сам!

(потягиваются)

- Кто с ним  утром кофе пьет?

- Кот!

(показ движений кота)

- И  давно он там живет?

- Год!

(показывают указательный палец)

- Кто с ним бегает вдоль крыш?

- Мышь!

(имитация движения мыши)

- Ну,, а как его зовут?

- Скрут!

(показывают на ребенка в костюме)

- Он капризничает, да?

- Ни-ког-да!

(хлопают в ладоши)

- Мы с вами читали много стихотворений  Саши Черного. Какие же они? Что вы можете о них сказать? Какие чувства эти произведения вызывают у вас?

Предполагаемые ответы детей: это добрые, умные, спокойные, размеренные стихи.

Знакомство с поэтом Дниилом Хармсом

10-11 минут

Сегодня в нашу литературную гостиную придут герои еще одного поэта.

«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейном!

Надевать он стал пальто
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»

Когда Самуил Маршак писал это стихотворение, он имел в виду одного своего друга, тоже поэта. Сегодня мы попробуем составить портрет этого необычного человека, слушая его стихи.

Этот поэт жил в Ленинграде (так раньше назывался наш город), в детстве очень любил пошалить. Звали его Даня Ювачев. Когда он стал взрослым, в любую погоду он ходил в шляпе, с зонтиком и в гетрах. Свои стихи он подписывал псевдонимом Даниил Хармс.

Восприятие стихотворения и рассказа воспитателя

- Хочу вам предложить игру по одному из стихотворений Хармса «Я захотел устроить бал…»

Я буду произносить текст стихотворения и перекидывать кому то из вас мяч, чтобы вы договорили последнее слово в строчке.

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе...

 

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...

 

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости....

 

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...

 

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту...

 

Когда же гости подошли,

То даже крошек...

- Игра с мячом

[позвал]

[пирог]

[не идут]

[откусил]

[съел]

[не нашли]

- Какое  по настроению это стихотворение? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Поставьте символ на свободный фланелеграф. (педагог выставляет иллюстрацию к стихотворению)

Предполагаемые ответы детей: стихотворение веселое, озорное, смешное, хочется смеяться.

Дети ставят значки схем-эмоций на свободный фланелеграф

А теперь послушайте, какое стихотворение Хармс сочинил однажды. Я буду его читать, а вы отбивайте ритм ногами – сначала мальчики, потом – девочки, а затем – все вместе.

«Шел по улице отряд -

сорок мальчиков подряд:

раз,

два,

три,

четыре

и четырежды

четыре,

и четыре

на четыре,

и еще потом четыре.

В переулке шел отряд -

сорок девочек подряд:

раз, два,

три, четыре,

и четырежды

четыре,

и четыре

на четыре,

и еще потом четыре.

Да как встретилися вдруг -

стало восемьдесят вдруг!

Раз,

два,

три,

четыре,

и четыре

на четыре,

на четырнадцать

четыре,

и еще потом четыре.

А на площадь

повернули,

а на площади стоит

не компания,

не рота,

не толпа,

не батальон,

и не сорок,

и не сотня,

а почти что

МИЛЛИОН!

Раз, два, три, четыре,

и четырежды

четыре,

сто четыре

на четыре,

полтораста

на четыре,

двести тысяч на четыре!

И еще потом четыре!

Всё»

Маршируют мальчики

Маршируют девочки

Маршируют все

- Скажите, можно слушать такое стихотворение спокойно, сидя на стуле? Почему?

Предполагаемый ответ детей: это стихотворение спокойно слушать нельзя, под него хочется выполнять движения

Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

Поставьте символ на свободный фланелеграф.

(педагог выставляет иллюстрацию к стихотворению)

Предполагаемые ответы детей: вызвало радость, желание поиграть, пошалить

Дети ставят значки схем-эмоций на свободный фланелеграф

Звучит грустная музыка, плавно переходящая в веселую Л.В.Бетховена «Весело – грустно»

Ответы детей

Послушайте еще одно стихотворение Даниила Хармса и подумайте – подходит ли это музыкальное произвведеииие к стихотворению?

«Несчастная кошка порезала лапу -

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!»

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- А вы можете показать больную кошку?

Показ детьми

- А какая кошка стала после появления воздушных шариков?

Предполагаемые ответы детей: веселая, радостная

- Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

Поставьте символ на свободный фланелеграф.

(педагог выставляет иллюстрацию к стихотворению)

Предполагаемые ответы детей: оно вызвало смех, радость, удивление и немного грусть

Дети ставят значки схем-эмоций на свободный фланелеграф

- Как вы думаете: каким должен быть человек, написавший такие замечательные стихи?

Ответы детей

-Попробуйте найти портрет Даниила Хармса среди этих людей. Докажите, что это он.

Дети рассматривают портреты А.Барто, С.Михалкова, Б.Заходера, Д.Хармса. Делают вывод о портрете Д.Хармса: мы думаем, что это портрет поэта, потому, что он загадочный, улыбчивый, ходит в шляпе

Заключительная часть

2-3 минуты

Педагог предлагает детям занять места на диванах, свет приглушается, ведется заключительная беседа

- Мы сегодня говорили с вами о двух поэтах- Саше Черном и Данииле Хармсе?  

- Что общего у этих людей?

- Они оба были поэтами, оба творили под псевдонимом, писали хорошие стихи.

- Какое настроение передавали поэты в  своих стихах?

- Ответы детей

- Чьи стихи вам понравились больше? Почему?

- Ответы детей

- Наше посещение литературной гостиной на сегодня закончено. Но мы не прощаемся с поэзией – я приглашаю вас в прекрасную страну стихов Даниила Хармса, где нас ждет еще много открытий.

Дети прощаются с гостями и уходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг Саша Черный

Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного....

Работа с родителями.Сценка на Рождество Христово Саши Черного

В документе представленно стихотворение Саши Черного " Рождественнское" с фотоотчетом. И комплекс гинастика на каждый день....

Конкурс чтецов по произведениям Даниила Хармса

Конспект может быть использован воспитателями младшего и среднего дошкольного возраста для итогового занятия по творчеству Даниила Хармса....

Презентация к стихотворению Саши Черного "Рождественское"

Использование инновационных технологий в  логопедии. Автоматизация звука Р и Рь в стихотворении. Иллюстрированный материал - наглядное пособие (Презентация). С таким пособием заучивание наизусть ...

Презентация для дошкольников о творчестве Даниила Хармса

Краткая биография и обзор творчества писателя Даниила Хармса...

Даниил Хармс "Очень - очень вкусный пирог"

Конспект заняти по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Конспект занятия по развитию речи  (подготовительная группа)  Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»...