Мир современного ребёнка глазами воспитателя
статья по художественной литературе (средняя группа)

Кравченко Дойна  Эдуардовна

Научная публикация "Мир современного ребёнка глазами воспитателя" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_sovremennogo_rebyonka_.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мир современного ребёнка глазами воспитателя.

       С давних времён мы все ведём размышления на тему конфликта отцов и детей. Обсуждения на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже не прекратятся. Но никто и никогда не обращал внимания в этих спорах на  малышей , так как раньше было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот совсем недавно взрослые стали замечать, что эти малыши уже не такие, как были раньше. Большую роль в этом изменении  сыграл научно-технический прогресс. Современные дошкольники с уверенностью тащат в детский сад PSP и «режутся» в «стрелялки», «квесты», «ходилки», а воспитательница редко и с опаской, не нажать бы чего лишнего, использует современную технику.

        Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Сейчас всё изменилось, для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. Но это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Нынешние дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. На помощь взрослым приходят учёные, которые, пишут различные программы по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения…

        Но ведь если разобраться, то принципиальных отличий между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет нет. Современные дети, как и дошкольники прошлых лет, получают радость от двигательной активности и познания мира, стремятся к общению и хотят «делать, как взрослые» и «быть взрослыми», как писал Д.Б. Эльконин. Всем деткам нужно одобряющее внимание взрослого и принятие их чувств, любовь. Ради этого они готовы осваивать неизвестные территории и совершать немыслимые подвиги: например, многим родителям хочется, чтобы их дети рано научились читать и считать – и вот, они уже в 1,5–2 года готовы тратить все потенциалы психического развития на узнавание и опознание букв, складывать их в слоги и слова, пересчитывать баночки и формочки – лишь бы взрослый обратил на них внимание и показал, как рад их успехам. В итоге развитие зрительного восприятия и наглядно-действенного мышления осуществляется по- другому. Увеличены конструктивные возможности дошкольников благодаря обогащенной предметно-развивающей среде дома и в детском саду. В итоге наглядно-образное и образно-логическое мышление развиваются лучше.

        Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. И это совсем не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что у взрослых изменились требования к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Ведь раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, а сейчас таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций – сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д. В эмоциональном плане значительно вырасло самомнение ребенка. А в волевом плане наоборот, дети стали более слабовольными. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и… перестают быть детьми. Дети это чувствуют – они боятся и не хотят взрослеть. Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости , они нередко имеют комплекс неполноценности и боятся... что их не любят.

     Современные дети более коммуникабельные, информированные. Они больше осведомлены о жизни во взрослом мире, чем дети прошлых лет. Но дети прошлых лет были более фантазийные, их воображение было развито гораздо сильнее. Современные игрушки и игры не позволяют воображению современных детей ярко развиваться. За их воображение все уже сделано.

      Современный ребёнок  не умеет играть. У него нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми. В основном дети застревают на этапе сюжетно-отобразительной игры. Потому что игра развивается спонтанно, главным образом через обыгрывание игрушек, которые есть дома и в детском саду, но не нацелена на воспроизведение разных векторов человеческих взаимоотношений, в которых игрушки выступают не самоцелью, а только средством, позволяющим наметить их контуры и атрибуты. Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

       Печалит тот факт, что современные дошкольники очень рано знакомятся с конкуренцией. Чтобы попасть в хорошую школу, им надо быть «подготовленным», и родители начинают дрессировать своё чадо. Но дело здесь часто не в амбициях родителей, а в том, что «плохая» школа – это в перспективе куча проблем (не только низкий уровень образования, но и друзья из неблагополучных семей). И что с этим делать – непонятно. Школы действительно очень разные. Поступление в школу нельзя отложить на следующий год, как институт, – не поступил, куда хотел, в этом году, подготовься лучше и попробуй через год. Вот родители и стараются, но не учитывают возрастные особенности ребенка, вызывают отвращение к учебе, переутомляют ребенка, что сказывается на здоровье.

      Конкуренция есть везде. Даже в детских учреждениях. Какие бы ни писались методические пособия, объясняющие, что нельзя дошкольникам давать отрицательную обратную связь, детей сравнивали и сравнивают друг с другом, ставят в скрытом виде оценки, говорят, кто лучше, кто хуже, и тем самым снижают у детей и самооценку, и познавательную потребность. Вот тут и важен профессионализм современного воспитателя.

   Необходимые качества современного воспитателя- терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю постоянно приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями  воспитателя о педагогике.

     Воспитатель должен постоянно совершенствовать своё мастерство, используя достижения педагогической науки и практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое,  веками сохраняемое народом, например устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребёнка, помогать познавать окружающий мир, воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении со взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя и забывать самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти  «на работу» с большим нетерпением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду"

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя  в современном детском саду"...

Эссе " Мир современных детей глазами воспитателя"

Эссе "Мир современных детей глазами воспитателя"...

Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физ...