Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду
методическая разработка (средняя группа)

Елена Васильевна Оркина

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает именно общее развитие. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.

В общении с детьми я придерживаюсь принципа: "Не рядом и не над, а вместе". Таков девиз работы в нашем дошкольном учреждении.

Об этом и пойдет речь далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации округа Солнечногорск Московской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

(МБДОУ №3)

"Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".

(консультация для педагогов)

                                                             Подготовила:

Воспитатель группы №6 Оркина Е.В.

д.Голубое, городской округ Солнечногорск

2022

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня на нашем часе речь пойдет об: «Общении ребёнка и воспитателя в современном детском саду».

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает именно общее развитие. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.

В общении с детьми я придерживаюсь принципа: "Не рядом и не над, а вместе". Таков девиз работы в нашем дошкольном учреждении. Эту модель общения называют лично-ориентированной. Она составляет альтернативу содействовать становлению ребёнка дошкольника как личность. Это предполагает решение следующих задач: - развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования: - формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка. Знания, умения, навыки, которыми овладевают дошкольники нашего детского сада, мы рассматриваем не как цель, а как средство полноценного развития личности ребёнка. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка. Тактика нашего общения с воспитанниками - сотрудничество. На ребёнка при этом я смотрю как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества. Личностно - ориентированная модель общения воспитателя с ребёнком помогает приобщить малыша к миру человеческих ценностей. В общении я передаю дошкольнику выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведёт к развитию специфических человеческих способностей у наших воспитанников. Мир человеческих отношений раскрывает дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и т. д. В современном детском саду общение дошкольника с воспитателем становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, основная черта которой - психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому я стараюсь как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При этом я продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач. Выбор содержания деятельности должен основываться на желании детей. определяться их уровнем развития. Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности, поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейшие критерии содержания воспитания и обучения и сроков его реализации.

Общаясь с ребёнком, я помню:

• ребёнок мне ничего не должен. Это я обязана помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным; - в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями; - называть свои правила и требования против воли детей - это насилие, даже если намерения педагога положительны; - тихий, застенчивый ребёнок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и отъявленный драчун; - благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя. В моей работе присутствуют определённые доли импровизации. Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух составляющих: планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания программы (стратегия педагогического процесса, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком (тактика педагогического процесса).

Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей я поддерживаю компоненты жизнедеятельности в детском саду, осуществляю привычные для дошкольников ритуалы:

• Это режимные моменты (сон, питание, прогулка, систематические занятия, утренняя гимнастика и т. п.

• Наряду с этим вношу в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем чтобы разнообразить её, сделать интересной.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность их жизни. Поэтому я придерживаюсь определённых правил. Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно:

• обучение должно быть организованно таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным!

• необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научиться новому.

• знать, что только имея с ребёнком контакт, можно его чему-то научить. Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

• помнить, что у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.

• сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

• нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.

Учитывая индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделяю отстающим ребятам. Новый материал я начинаю с ними усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу). Использую средства наглядности в определённых границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала. Создаю ребенку условия для применения поисковых ориентировки в заданиях. Приучаю детей точно и связно выражать свои мысли. не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Таким образом, без грамотно построенного процесса обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, невозможно всестороннее развитие дошкольника. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значение слову "занятие"- заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока. Основа обучения - разнообразная деятельность детей. Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно ориентированным. В его процессе создаются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. К ним относятся самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество (направленное в дошкольном возрасте на создание не объективно. а субъективно новых материальных и духовных ценностей, компетентность, коммуникативность, воля (произвольность).

Таким образом, весь образовательный процесс я нацеливаю на развитие личности каждого ребенка:

• большое внимание уделяю развивающей предметно - пространственной среде, как основе индивидуального подхода к ребенку. При этом соблюдаю следующие принципы: Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в каждой возрастной группе созданы зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной организуются "тихие уголки". Организация "зон приватности", т. е. отведение (проектирование) специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество.

• в целях реализации индивидуальных интересов, потребностей должно обеспечиваться право дошкольников на любимое занятие. Для этого предусматриваю периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Создаю условия для моделирования и экспериментирования с различными материалами. С этой целью оформлен уголок экспериментирования. При этом используются не только разнообразные конструкторы, но и природный и бросовый материал. Кроме того, при проектировании предметно- развивающей среды, нужно помнить, что у ребёнка дошкольного возраста есть три основанные потребности: движение. общение и познание. И среда группы должна эти потребности удовлетворять.

• также нужно помнить, что представление взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями детей. Развивающая среда построена так, чтобы её можно было изменить или дополнить. Мои наблюдения показывают, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды её необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Примерно один раз в два месяца часть материала заменяю.

• в группе созданы "маленькие зоны", где дети без помех занимаются и подвижными, и спокойными видами деятельности. Это места для занятий и художественным творчеством, и рассматривания и чтения книг; зона для конструирования, лепки, предметно-практической деятельности; строительная площадка, детская квартира и т. д.

И, конечно же, основной вид деятельности игра. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. У детей среднего дошкольного возраста воспроизведение роли происходит согласно правилу, однако ребенком оно еще не осознается. Привычные сюжеты становятся развернутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой. Моя задача - способствовать развитию полноценных ролевых отношений. Для возникновения новых игровых сюжетов и действий я принимаю роль какого-либо сказочного персонажа и рассказываю о его приключениях. Дети среднего возраста в самостоятельных играх прибегают к предметам - заместителям, но игровое переименование предметов еще не стойкое, новое значение быстро теряется. Важнейшее педагогическое условие развития игровой деятельности - свобода детской инициативы.

Таким образом, передо мной встают следующие задачи: создание условий для возникновения и развития самодеятельных игр детей, обогащающих их жизненный опыт, игровую культуру; содействие обогащению содержания самодеятельных игр; содействие возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственные и познавательные ценные сюжетные линии; развитие у детей способности к творчеству в игре, произвольности поведения; создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельных игр, предоставление для игры удобного времени и места.

В общении воспитателя с ребёнком огромную роль играет речь. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознано обращаться к слову, формирующим потребность быть понятым сначала взрослым, а потом сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка становится речевое общение. Воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции в общении с детьми. Я, осуществляю индивидуально- дифференцированный подход, который помогает каждому ребёнку; налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в самодеятельной сюжетно- ролевой игре, активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в вопросах о названиях и назначении предметов.

На занятиях и в каждодневном общении моя речь выступает фактором развития речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон:

• содержательностью (о чём и сколько говорю, что сообщаю детям);

• безупречная правильность формы (как говорю);

• возрастная и педагогическая направленность (умение говорить с дошколятами, убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам).

В течении дня, я продумываю наиболее целесообразные модели общения; каждое обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры; нельзя на детей переносить свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом (улыбка, доброжелательность, явное желание выслушать ребёнка, иногда серьёзность и озабоченность- вот на чем основывается выражение лица); в течении дня не забывать приласкать каждого ребёнка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и так же проводить вечером домой; предпочтительным должен стать партнёрский стиль.

Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно- досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Виды культурно - досуговой деятельности многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество (коллективные творческие дела).

Уважаемые коллеги резюмирую, главное в работе педагога, на современном этапе — это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в детском саду. Работа с родителями ведётся систематически и индивидуально. Родители с удовольствием и активно участвуют в жизни группы. Провожу так же анкетирование родителей. Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду"

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя  в современном детском саду"...

Общение ребенка и воспитателя в современном детском саду

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физ...

Эссе на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

                                           Эссе  на тему:"Современный вос...

Статья на тему: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".

В статье говорится о том, что главное в работе педагога, на современном этапе - это правильное общение воспитателя с ребенком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а знвчит ...