Отчет о выполнении плана работы по самообразованию по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)

Съедина Светлана Владимировна

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2020-21_uch._g.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о выполнении плана работы по самообразованию

за 2020-2021 учебный год

Съедина Светлана Владимировна

Тема самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Цель: Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Основные задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- изготовить дидактические игры по закреплению детских знаний русских народных и авторских сказок с целью развития у детей воображения, творческих способностей;

- развивать у детей литературную речь, эстетическое сознание, формировать их мировоззрение, пополнять литературный багаж.

- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Предполагаемый результат: Один из главных предполагаемых результатов чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

Итоговым мероприятием является олимпиада «Знатоки сказок», проходящая по плану ГБДОУ №11 в конце апреля на базе старших групп. Предварительное соревнование проводилось предварительно внутри группы, разработкой которого я делюсь с коллегами.

Этапы работы над темой самообразования

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

1 Этап. Установочный

Мониторинг детских пристрастий в области видов художественной литературы. Подведение итогов мониторинга, анкетирование родителей на тему приобщения детей к чтению художественной литературы.                      

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Приобщение детей к чтению»

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Изучение методической литературы по теме: Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» М., 1998.                       Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей» М., «Педагогика» 2016

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Октябрь

2

2 этап. Обучающий.

Изготовление папки-передвижки о истории создания книг «Сказка про книжку».                                                

Изучение методической литературы по теме: Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. 3-е  М., «Просвещение», 2012. 

Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе» М., «Мозаика-Синтез», 2008

Ноябрь

3

3 этап теоретический

Отбор литературных художественных произведений для чтения при непрерывной и совместной деятельности с детьми.                              

Изготовление дидактических игр, закрепляющих прочитанные сказочные сюжеты «Собери сказку», «Русские народные сказки», «Логические пары», «Сказочное ассорти».

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Как превратить чтение в удовольствие», «Как учить стихи с детьми»

 Изучение методической литературы по теме: Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения» М., «Просвещение», 1989

Декабрь

4

4 этап практический

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Книги в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Десять правил, как создать домашнюю детскую библиотеку».  

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Регулярное заучивание стихов о сезонных явлениях природы и памятных событиях.              

Чтение и обсуждение русских народных сказок.                                                               

Чтение сказок А. С. Пушкина.                     

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.                                     

Чтение любимых стихотворений                 А. Л. Барто и С. Я. Маршака.                          

Чтение и сравнение авторских сказок-приключений шведской писательницы  С. Лагерлёф и отечественного детского писателя Н. Носова.                                    Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Заучивание стихов к Дню Победы.                                         

Выполнение картотеки загадок о героях произведений детской художественной литературы                                                 

Изготовление демонстрационного материала на тему «Сказочные герои и предметы»  

Изучение методической литературы по теме: Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» СПб, 1999

Январь

                                      В течение года

                                                                     

Октябрь-ноябрь.                                          

              Декабрь

Январь

Февраль

         

Март

Май

В течении года

Март

Март

5 этап обобщающий

Подготовка к олимпиаде «Знатоки сказок». Подбор вопросов по трем этапам – РНС, авторские сказки зарубежных писателей, сказки русских писателей.

Олимпиада «Знатоки сказок»

Апрель

Литература по теме самообразования

Время

Работы с материалами

Название, автор

Источник

(Сайт, издательство,

Год издания)

Результат

Октябрь

Ушакова О. С., Гавриш Н. В.

Карпинская Н. С.

«Знакомим дошкольников с литературой» М., 1998    

                                                                      «Художественное слово в воспитании детей» М., «Педагогика», 2016

Анализ изученной литературы и использование материалов при работе и   выполнении консультаций для родителей

Ноябрь

Боголюбская М. К., Шевченко В. В.

Гербова В. В.

«Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. 3-е  М., «Просвещение», 2012. 

 «Приобщение детей к художественной литературе» М., «Мозаика-Синтез», 2008

Декабрь

Найденов Б. С.

«Выразительность речи и чтения» М., «Просвещение», 1989

Январь

Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И.

«Ребенок и книга» СПб, 1999

Олимпиада «Знатоки сказок»

1 этап, разминка, русские народные сказки:

  1. Из чего был сделан колобок?

Из мяса

Из муки +

Из каши

  1. Какое яйцо снесла курочка Ряба?

Страусиное

Серебряное

Золотое +

  1. Чьей дочерью была Царевна-лягушка?

Кощея Бессмертного +

Карабаса-Барабаса

Лешего

  1. Как зовут главную героиню в сказке «Морозко»?

Аленушка

Настенька +

Марфушенька

  1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
    сороки-вороны
     гуси-лебеди +
    утки-крякушки

  1. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
    в барашка
     в козлёночка +
    в ягнёночка

  1. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
     от злой мачехи +
    от бабы Яги
    от Змея Горыныча

  1. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на   помощь кота?
    петух +
    гусь
    индюк

  1. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
    на деревянных
    на курьих +
    на железных

  1. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, ребятушки! Отопритеся, отворитеся…»
    «Волк и семеро козлят» +
    «Волк и три поросёнка
    «Ненасытный Волк»

  1.  У петушка красивый гребешок. Какой он?
    бронзовый
    серебряный
     золотой +

  1. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
    редиску
    редьку
    репку +

  1. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
     вёдра +
    кастрюли
    чайники

  1. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
     медведь +
    волк
    чудо-юдо

  1. Что посоветовала лиса волку опустить в прорубь, чтобы поймать рыбу?

Лапу
Хвост

Морду

2 этап: продолжаем викторину, зарубежные сказки:

  1. В кого предложил превратится людоеду кот в сапогах, чтобы разобраться с ним?

В великана

В кошку

В мышку +

  1. Кто помог Золушке отправиться на бал?

Крёстная +

Сестры

Мачеха

  1. Кому Красная Шапочка несла через лес пирожки?

Волку

Бабушке +

Маме

  1. Чем промышлял Дуремар в «Золотом ключике»?

Пиявками +

Водорослями

Кувшинками

  1. Что велела сделать Снежная королева Кая?

Слепить снежную бабу

Собрать из льдинок слово «Вечность» +

Залить ледяной каток

  1. Как звали девочку, которая носила бабушке пирожки?

Белая Косыночка

Красная Шапочка +

Синяя Кофточка

  1. Как звали подружку гномов?

Синеглазка

Белоснежка +

Белоручка

  1. Друг Винни – Пуха?

Пятачок +

Червячок

Колпачок

  1. Мальчик с деревянным носом?

Чиполино

Буратино +

Джельсамино

  1. Что потеряла Золушка на балу?

Туфельку +

Платочек

Кошелек

  1. Чем отличается девочка Мальвина от всех остальных девочек?                                            

У нее очень красивое платье

У нее волосы голубого цвета +

У нее очень капризный характер

  1. У кого пропеллер на спине?

У Карлсона

У эльфа

У Змея Горыныча


3 этап, заканчиваем викторину сказками русских авторов –                       А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Н. Носова и др.:

  1. Что перво-наперво попросила у Золотой рыбки старуха?

Избу

Карету

Корыто +

  1. Кто песенки поет и орешки все грызет?

Птичка

Белка +

Девочка

  1. Сколько богатырей выходило на берег крутой на острове Буяне?

30

20

40

  1. Лечит он всех зверей?

Ветеринар

Доктор Айболит +

Аптекарь

  1. Кто пошел на базар и купил самовар?

Хозяйка

Муха – Цокотуха +

Бабушка

  1. Зверь, который солнце проглотил?

Крокодил +

Медведь

Слон

7.  Главная героиня сказки «Федорино горе»?

Тетушка Матрена

бабушка Федора

девочка Алена

8. Доставляет письма в Простоквашино?

Почта России

почтальон Печкин +

электронная почта

  1.  Волшебный цветок, исполняющий желания?

цветик – семицветик +

цветик-разноцветик

аленький цветочек

10. Кто придумал путешествие на воздушном шаре?

Незнайка

Винтик и Шпунтик

Знайка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...

Опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Обобщен опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, ...