Обучение детей творческому рассказыванию
учебно-методический материал по художественной литературе

Алемская Александра Михайловна ( Смилина)

Обучение детей творческому рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Муниципального образования

«Светловский городской округ».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» –

детский сад № 9 «Улыбка»


Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию»

Воспитатель:Алемская  А.М.

                                         Калининград 2021


Оглавление

  1. Теоретическая часть:
  • Своеобразие и значение творческого рассказывания в детском саду.
  • Педагогические условия и этапы обучения творческому рассказыванию.
  • Использование моделирования в обучении детей рассказыванию.

  1. Практическая часть.

Теоретическая часть

Своеобразие и значение творческого рассказывания в детском саду

Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. 

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию. [1]

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. 

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям. 

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова  [Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996], лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

Педагогические условия и этапы обучения творческому рассказыванию

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа [Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972]

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. 

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. 

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. 

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. 

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Напомним, что в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Использование моделирования в обучении детей расказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера

Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи

Моделирование - очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Психологи Подьяков, J1. А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие доказали, что дошкольникам доступно моделирование, т. к. в нем лежит принцип замещения.

Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов, т е. начинается замещение одних объектов другими (реальных - условными).

В дидактике выделяются следующие виды моделей:

Предметные модели. Они наиболее просты для восприятия детей, т к. модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции, соотношение в пространстве (например: глобус, игрушки по типу дергунчика, модель хищной птицы, предложенная Николаевой).

Предметно-схематические модели. Они представляют собой предмет- заместитель наряду с графическими символами (например: модель длинных, коротких «ног» и покровительственной окраски).

Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например: модели птиц, рыб, а также календари природы).

Методика обучения моделированию

  1. Начинать обучение следует с предметных моделей, переходя кмоделям представляющим собой условно-схематическое изображение отражений.
  1. Обучение осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
  2. Целесообразно начинать с моделирования единичных, конкретных ситуаций, а позднее переходить к обобщенным моделям.

Замещением дети легко овладевают в речи, игре, изо деятельности, конструировании, также при ознакомлении с окружающим.

Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине. Первая задача - научить ребенка правильно использовать заместители Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым), по ветчине (слон - большой кружок, мышка - маленький).

Набор заместителей изготавливает и предлагает ребенку взрослый. На первых занятиях число кружков (не более двух-трех) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал

нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты. (Привести в качестве примера, как мама с дочкой пошли в магазин).

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок» (Колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый), «Волк и козлята» (волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята - маленькие белые) и многие другие сказки.

Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают. Очень удобна для полного разыгрывания сказка J1. Толстого «Три медведя». Медведи - бумажные полоски разной длины, Маша - полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета («У Машеньки красное платьице», - подсказывает взрослый). В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины), тарелки (различающиеся по размеру кружки), кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом - это нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны дверь, в которую все входят, с другой - окно, через которое в конце выпрыгивает Маша. Взрослый медленно читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее

Когда ребенок уже овладел. Разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к конспектированию. Это развивает у детей умение осмысленно запоминать не только отдельные слова, но и целые тексты.

Вы берете приготовленный заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспомните, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамке вы схематично рисуете девочку около дома и говорите ребенку, что так можно записать начало сказки. Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой, и говорите, что в этом квадрате нужно записать то, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его с помощью двух-трех условных обозначений. Аналогично следует, изобразить остальные эпизоды сказки и рассказа.

Запись может выглядеть примерно так:

Так, вы можете записать несколько сказок или рассказов. В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно. Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях много второстепенных деталей. Они отвлекаю внимание ребенка от основной сюжетной линии.

В. Я. Пропп  выделяет 4 основных типа строения сказок:

  1. Кумулятивная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Новеллистические или бытовые
  4. Волшебная сказка

Согласно его концепции, О Дьяченко предлагает использовать несколько видов моделирования в зависимости от типа сказки.

Сериационный ряд (постепенно увеличивающиеся полоски и кружки разной длины и величины), соответствующий структуре кумулятивной сказки

Двигательное моделирование как воспроизведение основной последовательности действий сказки - используется при ознакомлении со сказками о животных.

Временно- пространственная модель, соответствующая структуре волшебных

сказок.

Условно-символическое моделирование для формирования собственного отношения к событиям и пониманию смысла сказки.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:.

  • Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • Развитие мелкой моторики рук.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».

Занятие состоит из нескольких этапов, в течении которых педагогам осуществляется ряд задач.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему, основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице?», «Про кого эта сказка?»

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

С детьми младшего дошкольного возраста удобнее работать через мнемо дорожки.

Размер мнемотаблиц может быть различным.

Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Ориентирами для последовательного логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы.

Описательный рассказ включает в себя называние предмета, объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа - определение последовательности (плана),

воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель предметную, предметно-схематическую или схематическую.

Например, опишите предмет по схеме.

Примерный список вопросов к схеме:

1 . Что это?

  1. Цвет (пятна разных цветов)
  2. Форма
  3. Величина
  4. Вкус (кислый лимон и сладкая конфета)
  5. Сочность (стакан и капля)
  6. Место произрастания (дерево и грядка)

8 Что их этого можно сделать

Например, чтобы научить детей придумывать связный описательный рассказ о птицах, ребенку предлагают карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой, человека.

Распространенной моделью при пересказах, при составлении описательных рассказов является круг, разделенный на 3 неравные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Эта модель указывает детям на то, что нужно выдерживать структурные части (начало, и конец могут состоять из 1-2 предложений).

Практическая часть

Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки (целесообразно заклеить одушевленные объекты, изображенные на картине). Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явления природы или гиперактивности кого-либо из героев). Продолжение составления текста как описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение морали каждого. Провозглашение главной морали умным или мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации. Придумывание названия сказки. 

Методические рекомендации. 

Проведение этого этапа рекомендуется после обучения детей описанию смысла, изображенного на картине (см. карта № 8). 

Уточнить знания детей о разнообразии свойств и характеристик человека. Обыгрывание их с помощью приемов эмпатии, действий, мимики и др. выразительных средств. Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации. 

При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера). 
Общая канва текста сказки включает в себя следующую последовательность: выбор места, героев, их характеристика, случай, мораль (эти шаги следует обозначать буквами). 

От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному. 
При коллективном сочинении предлагается индивидуально каждому ребенку придумать собственное название сказки и сообщить педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий. 

Итогом сказки служит рисунок или театральное действие. 

Алгоритм мыслительных действий:

  • Определить место. 
  • Выбрать героев, наделить их свойствами или характеристиками. 
  • Объявить Случай. 
  • Составить текст сказки. 
  • Придумать название сказки.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Педагогические задачи воспитания творческих способностей детей средствами творческого рассказывания

Речевые задачи:

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия:

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей 6-7 лет:

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста).

Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Примерная структура занятия по обучению пересказыванию

        1. Организационный момент.

        2.  Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).

        3. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).

        4. Физкультминутка.

        5. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).

        6. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой, по частям; одним ребенком)        

  1. Итог занятия.

   Приемы для привлечения внимания детей, организационных моментов и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия.

Неожиданное начало. Общение между педагогом и детьми может происходить в любой обстановке: на прогулке, до или после занятий, перед дневным сном. Главное – эффект неожиданности. Когда дети не ждут ничего особенного, вдруг начинается необычный рассказ.

Ждали одно, получили другое. Если дети расшалились, не слушают педагога, вместо традиционного способа – строгого окрика, серьезного внушения, к которым дети готовы (ожидают), - он вдруг усаживает их вокруг себя и начинает рассказ. Тема может быть любой – главное, заинтересованность.

Не только делай, но и слушай. Во время трудовой деятельности (в природном и живом уголке, на участке, огороде) педагог начинает рассказывать о чем-либо или о ком-либо. Главное – тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети. Это сделает рассказ  не только интересным сообщением, но и очень нужной информацией.

Программное содержание занятия: развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.

- Сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение.

Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».
Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать. Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки. А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки»

Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке.

Важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, чтобы они могли наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого. Этот прием обучения используется во всех группах детского сада и на разных занятиях. Самое широкое применение этот прием имеет в младшей группе, поскольку дети трех-четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа.

 В средней и старшей группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, например, на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.

 Рассказывание по образцу. Образцом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка. Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать.

Рассказ воспитателя может учить только тогда, когда он обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок (связность, последовательность изложения, грамматическая правильность; точность языка). Рекомендуется после рассказа-образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать.

Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.

Рассказывание по указаниям. Воспитатель дает детям тему для рассказа и указания, как рассказывать. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

 Примеры указаний воспитателя детям:

 «Расскажите, как вы провели праздник : куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось».

 «Дети, летом мы с вами часто ходили в лес. Вспомните интересный случай во время таких прогулок и расскажите».

 «Расскажите, как мы вырастили цыплят: откуда у нас появились цыплята, какие они были, как вы за ними ухаживали, какие стали цыплята, когда выросли».

 Рассказывание по указаниям практикуется главным образом в старшей группе .

При использовании любого приема обучения рассказыванию воспитатель всегда должен иметь в виду развитие и обогащение мышления детей.

Умение рассказывать приобретается в результате многократных упражнений в рассказывании. Чтобы научить рассказывать всех детей группы, необходимо упражнять в этом каждого ребенка.

 Чтобы воспитатель группы всегда знал, кто из детей и сколько раз рассказывал, рекомендуется вести тщательный учет вызовам.

После каждого занятия по рассказыванию воспитатель отмечает, кто рассказывал, а перед следующим занятием просматривает свои записи и намечает, кого нужно на этот раз вызвать. Целесообразно чаще вызывать тех, кто хуже рассказывает.

 В детском саду в средних и старших группах проводятся разнообразные занятия по обучению рассказыванию. Это рассказы детей о том, что они сами пережили или наблюдали, пересказ литературных произведений, придумывание рассказов по картинкам или на темы, предложенные воспитателем, дидактические игры с рассказыванием и с описанием предметов.

Индивидуальная карта оценивания речевых умений детей

Цель: выявить уровень развития связной речи.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Составление предложения по предметной картинке.
  • Задание 2. Составление предложения по картинке с действием.
  • Задание 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Картинка должна содержать сюжет хорошо знакомый ребенку.
  • Задание 4. Составление рассказа – описания. Ребенку предлагается любой предмет, хорошо знакомый ребенку (кукла, машинка, зайка) и план – схема для составления рассказа. Для детей 4-5 лет логопед предлагает образец рассказа о похожем предмете.
  • Задание 5. Составление рассказа по серии картинок (Для 6 лет). Ребенку предлагается серия из 3-4 картинок. Ребенок выкладывает последовательность картинок и рассказывает, что происходит в этом сюжете.
  • Задание 6. Составление рассказ  из личного опыта (для 6 лет). Ребенку предлагается вспомнить, что он делал на выходных или рассказать о своем ярком впечатлении.
  • Задание 7. Пересказ. Прочитав рассказ из нескольких предложений, логопед задает ребенку вопросы по содержанию. Затем рассказ ещё раз перечитывается, предлагается план рассказа. После этого ребенок пересказывает рассказ.

Критерии оценки.

3 балла – задание выполнено правильно. Рассказ последователен, не нарушены временные и причинно-следственные связи. Предложения построены грамотно. Помощь логопеда не требовалась.

2 балла – при выполнении задания отмечались единичные не грубые ошибки. Предложения построены правильно, но возможна упрощенная структура высказывания.

Использовалась помощь логопеда (наводящие вопросы).

1 балл – ребенок с трудом справился с заданием при помощи логопеда. Предложения простые. Возможно искажение содержания, нарушение временной последовательности действий. Характерно перечисление отдельных предметов и действий.

0 баллов – ребенок не выполняет задание.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальное количество баллов – 15 (для 6 лет – 21 балл).

Высокий уровень развития связной речи – 13-15 (18-21)баллов.

Средний уровень – 7-12 (8-17)баллов.

Низкий уровень – 0-6 (0-7) баллов.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: 1998.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе для студентов. – М.: Академия, 1998.
  3. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Сфера, 2006. – 169 с.
  4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Обучение детей творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

Обучение детей творческому рассказыванию. Досуг "Сказка - складка, послушать сладко".

Сочинение  сказок старшими дошкльниками с опорой на схемы и мнемотаблицы....