Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тарасенко (Колмакова) Анна Андреевна

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»; формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Хочу быть сказочником!»

Воспитатель: Колмакова А.А.

МБДОУ детский сад №150

Программное содержание:

  • обучение детей творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения;
  • обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»;
  • формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей, используя различные приемы;
  • воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Оборудование: чудо дерево, полянка с насекомыми (гусеница, жук, кузнечик, бабочка и др.), воздушный шар, сумочка со сказочными предметами; предметы, которые можно встретить на необитаемом острове (консервная банка, шнурок, булавка, обертки от конфет, жевательная резинка и др.), шапочки сказочников, лист ватмана, шапочки для поросят.

Предварительная работа: знакомство с произведением Корнея Чуковского «Чудо-дерево», изготовление книжек-малышек        

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал, звучит спокойная музыка. По сигналу колокольчика дети выстраиваются вокруг воспитателя.

- Кто готов интересно провести время, узнать много нового, прошу занять место на стульчике, а теперь мы будем меняться местами (игра…) Встают и меняются местами те дети, которые любят:

-кислый лимон,

- сладкий чай,

- шоколадное …

- фруктовое варенье

- Вот какие мы все разные. У каждого свой вкус и свой характер, но я думаю нас может объединить то, что все мы взрослые и дети любим сказки.

  1. Основная часть.

- Давайте поговорим, а за что мы любим сказки.

Дети: Я люблю сказки за то, что: во всех сказках с героями происходят невероятные приключения, им нужно пройти через испытания, исполняют желания, отгадывают загадки.

- А вот и первая загадка. Отгадайте на что это похоже? (Ватман с одной стороны окрашен в зеленый цвет)

Дети: Это похоже на жезл, бинокль,  подзорную трубу, волшебную подзорную трубу.

- А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный (на мольберте справа  портреты героев, слева символы которые говорят о характере героев.)

- Петя, на кого ты навел подзорную трубу? (баба-яга)

- Дети, какая была баба-яга?

-Петя, какая она стала?

Баба-яга: злая-добрая, Аленушка:грустная- веселая, медвежонок: жадный-щедрый;

- А вот и вторая загадка (развернуть ватман).

- А на что сейчас это похоже?

Дети: на футбольное поле, зеленый луг, лесную полянку.

- А вот и третья загадка. Что можно сделать, чтобы на этой лужайке появилась сказка? (Добавить персонажей, положительных и отрицательных героев, волшебство или волшебный предмет).

- Какими качествами должны обладать отрицательные и положительные герои?

Дети: положительные герои: добрые, справедливые, отзывчивые, смелые, умные, трудолюбивые, сообразительные.

Отрицательные герои: хитрые, жадные, глупые, злые,

- Верно, ведь сказка живет там, где чудеса, волшебство  и красота. Давайте  сказку нарисуем словами!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится

Ваша сказка впереди

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем гостю заходи!

- Давайте сядем вокруг этой полянки и придумаем свою добрую, умную сказку.

На зеленой полянке растет «Чудо – дерево».

- Какими словами обычно начинается сказка?

- Придумать сказку нам поможет музыкальное произведение и то, что находится в шкатулке.

1. Прослушивание муз.произведения.

2. Из шкатулки достаем предметы (две гусеницы разного размера, насекомых.)

- Какая музыка?

-о ком или о чем может быть эта музыка?

- Сколько должно быть героев?

Жили-были две гусеницы, одна большая, другая маленькая. Как можно продолжить сказку? (однажды они решили, увидели, отправиться в путешествие…)

Достать предметы из кармашков, которые можно встретить на дереве.

- Вот и получилась у нас удивительная сказка. Как мы ее назовем?

-Дети, а можно сочинить сказку с помощью танца. У Даши своя сказка про гусеницу. (танец)

- А хотите, я научу вас пересказывать рассказ в стихотворной форме по серии картинок (на мольберте серия картинок).

Я нарисовала яблоневый сад, там такие красные яблоки висят, там желтеет травка, солнышко блестит, дождик поливает и забор стоит.

  1. Сюрпризный момент.

Влетает воздушный шарик, на ниточке записка.

- Вот и шарик прилетел сам точно в сказке. От кого же он? (слушаем  «Марш поросят» из сказки «Три поросенка»).

- Верно, это поросята. Похоже, они отправили нам записочку, а в ней задание. Отправляем вам сумочку, в которой находятся сказочные предметы, отгадайте из какой они сказки.

1. Золотой ключик («Приключение Буратино»)

2. Зеркальце («Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»)

3. Топор («Каша из топора»)

4. Воздушный шар («Винни-пух и все, все, все»)

5. Красная шапочка («Красная шапочка»)

6. Хрустальная туфелька («Золушка»)

7. Лук и стрелы («Царевна - лягушка»)

8.Позолоченные орешки («У Лукоморья дуб зеленый…»)

9. Горошена («Принцесса на горошене»)

10. Перья («Гуси-лебеди»)

- Молодцы, ребята! С заданием справились, а теперь предлагаю присесть на стульчики. Представьте, что вы на необитаем острове, где есть только то, что у вас на столе. Необходимо выжить на этом острове долгое время, используя только эти предметы.

- Представьте, что на острове много жвачки. (строим дома, делаем посуду)

- Обертки от конфет – шьем бумажную одежду.

- консервная банка – посуда.

- шнурки, резинка, булавка, скрепка

Игра «Придумай необычное существо»

Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.

Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.,

Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Он должен придумать такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи  получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.).

- Придумайте, такой персонаж, в котором бы соединялись два персонажа.

дуб+роза=дубороза,

 стрекоза+козел=стрекозел,

  1. Заключительная часть. Звенит колокольчик.

- Молодцы, подойдите ко мне, встаньте в круг.

- Вам понравилось, как мы провели время? Кем вы были? Какую сказку придумали? Что интересного узнали?

- Ребята, вы были настоящими сказочниками, прошли испытания, пересказывали рассказ в стихотворной форме по серии картинок. Вечером мы оформим еще одну страничку в книжке-малышке, где нарисуем придуманную вами сказку.

Сказка не кончается,

Сказка, это доброта,

Она отучит всех нас злиться,

Научит всех людей дружить,

Кто сказки в жизни сторонится,

Тому на свете скучно жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Годовой план лексических тем подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения)

На основе многолетнего опыта было составлено календарно - тематическое планирование,в которое входят основные лексические темы,необходимые для речевого развития детейстаршего дошкольного возраста.Годо...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...