КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тюгулёва Светлана Ивановна

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

 Цель: научить детей различать речевые и неречевые звуки, познакомить с понятием гласный и согласный звук.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые, шумовые);
  • Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков;
  • Формирование умения различать гласные и согласные звуки;
  • Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов;
  • Формирование слухового внимания и восприятия;
  • Формирование правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие общей, артикуляционной моторики;
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Развитие координации движений, ориентировки в пространстве;
  • Развитие воображения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • Воспитывать умение уважительно относиться друг к другу, слышать и слушать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_i_nerechevye_zvuki.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

 Цель: научить детей различать речевые и неречевые звуки, познакомить с понятием гласный и согласный звук.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: 

  • Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые, шумовые);
  • Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков;
  • Формирование умения различать гласные и согласные звуки;
  • Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов;
  • Формирование слухового внимания и восприятия;
  • Формирование правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие общей, артикуляционной моторики;
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Развитие координации движений, ориентировки в пространстве;
  • Развитие воображения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • Воспитывать умение уважительно относиться друг к другу, слышать и слушать других.

Оборудование: посылка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; аудиозапись шумов (ветер, гул машин и т.д.); наглядное пособие «Рот – домик звуков»; предметные картинки; плакат – азбука.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. 

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня утром в наш детский сад пришла посылка от героев мультфильма «Смешарики». Они прислали для вас интересное задание. Вам нужно отгадать, какие предметы лежат в посылке – но отгадать только по звуку. Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой, включается аудиозапись с гулом машин, шумом ветра.

Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Дети: Они издают разные звуки.

Логопед: Верно, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с понятием звук.

Логопед: Ребята, вы слышали разные звуки. А с помощью чего вы слушали?

Дети: С помощью ушей.

Логопед: Правильно! Уши – это важный орган нашего тела, с помощью которого мы слышим все, что нас окружает. Чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда не нужно кричать друг другу на ухо на близком расстоянии, запрещается класть в уши мелкие предметы, ну и конечно же уши нужно беречь от холода и ветра. Ведь чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух. Звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы. Предлагаю сыграть в игру.

  • Игра «Отгадай, кто какой голос подает?»

Логопед: Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали. (Р-р-ррр)

В стойле коровы мычали. (М-м-муууу)

В комнате мухи жужжали. (Ж-ж-жж)

Мимо машины бежали. (Др-др-др)

Гудели от ветра все провода. (В-в-в-в)

Капала в кухне из крана вода. (Кап-кап-кап)

Перекликались в ночи поезда. (Чух-чух-чух. Ту-ту-ту)

Логопед: Теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы, возвращая мяч, должны правильно ответить, какой это животное подает голос. Например: корова – мычит… (тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает).

Ответы детей.

  1. Основная часть. 

Логопед: Ребята, ответьте на вопрос. Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц похожи на речь человека?

Дети: Нет.

Логопед: Вот поэтому эти звуки и называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим называются «речевые звуки». Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки?

Дети: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

Логопед: Совершенно верно!

  • Знакомство с органами артикуляции.

Логопед: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Логопед: Красные двери это что?

Дети: Это губы.

Логопед: А что такое белые звери?

Дети: Это зубы.

Логопед: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Дети: Нам нужен язык.

Логопед: Молодцы, ребята! Правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык. Давайте все вместе сделаем зарядку для языка и губ.

  • Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка».

Логопед: А еще, чтобы правильно произносить звуки, нам нужно уметь правильно дышать. Давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

  • Дыхательная гимнастика

Упражнение «Бегемотики»

Сели бегемотики, Дети садятся на стулья. 

Положили лапки на животики. Кладут руки на живот.

То животик поднимается, Делают длительный вдох носом. 

То животик опускается. Делают выдох ртом. 

Логопед: Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков.

  • Знакомство с понятием гласный и согласный звук.

Логопед: Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Давайте потренируемся.

  • Игра «За мной повторяй, как я звук называй»

[а] – удивлённо; [о] – возмущённо; [у] – недовольно; [и] – радостно; [ы] – страшно; [э] – оклик. Громко крикнем [а], тихо скажем – [о].

Логопед: Все эти звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, их можно петь [а-а-а], [о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки». Обозначаются они красным цветом. Гласных звуков в русском языке шесть.

Логопед: Ещё в нашем языке есть согласные звуки: когда мы их произносим, воздух встречает преграду во рту (м, п, к, ф). Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова. Предлагаю вам поиграть в игру.

  • Игра «Хлопни – топни»

Логопед: Сначала я назову звук, который мы будем «ловить», например, звук [о]. Когда вы услышите это звук, вы будете хлопать, а когда будете слышать любой другой звук – будете топать. Готовы? Начинаем!

Логопед: Каждый звук важен, когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Логопед: Я приготовила для вас еще несколько интересных игр. Но сначала приглашаю вас на физкультминутку.

  • Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

  • Игра «Верно или нет?»

Логопед: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка.

Логопед: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.

  • Игра-шутка минутка.

Логопед: Я прочитаю вам шуточное стихотворение, а вы должны будете найти ошибку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили бом!

Загорелся кошкин том.

  1. Итог занятия. 

Логопед: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили?

Дети: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек.

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки.

Логопед: А речевые звуки какие бывают?

Дети: Гласные и согласный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»

Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»

Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....