Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Насонова Татьяна Васильевна

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_korrekc.docx239.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме:

                                  «Откуда хлеб пришел?»

Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи.

Программные задачи:

Образовательная:

Вспомнить, через какой труд должно пройти зерно, перед тем как превратится в душистый хлеб.

Развивающая:

Упражнять

-в подборе признаков к слову хлеб  (румяный, аппетитный, мягкий,  воздушный, ароматный , витаминный и т.д.)

- в употреблении падежных окончаний существительных В.п.(Я украшаю петушку: хвостик, перышки, бородку, крылышко и  т.д. )

-в образовании существительных с  помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (булка-булочка;  ватрушка, баранка, сухарь, печенье и т.д.)

- в образовании родственных слов к слову «хлеб» (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопек, хлеборезка, хлебозавод)

Воспитательная:

Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб и бережное отношение к хлебу

Предварительная работа:

  1. Беседа о сборе урожая хлеба раньше и сейчас , рассматривание подборки картин по теме, чтение литературных произведений по теме, заучивание стихов, пословиц о хлебе, отгадывание загадок.  Рассматривание колосьев ржи, пшеницы и метелок овса, изготовление из соленого теста хлебобулочных изделий, экскурсия в музей хлеба, фотовыставка « Что  мне особенно запомнилось в музее?»

Оборудование:

  1. Подборка иллюстраций о выращивании хлеба  в настоящее время, показ фильма о выращивании хлеба «Откуда хлеб пришел?», игрушка петушок, колосья ржи, стаканчики с крупами, каравай, рисунок петушка, карточки с пословицами.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Ответы детей

Примечание

Организационный момент

Сообщение темы

Образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Отработка употребления падежных окончаний существительных В.п

Подбор признаков к предмету

Воспитатель:

- К нам пришел гость и ждет, чтобы я о нем загадала загадку: Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок, кто же это?

- Молодцы! Петя, Петушок приготовил нам загадку.

Петушок:

-Здравствуйте, дети!  Отгадайте мою загадку.

- В теплую землю уйду, к солнцу колосом взойду, в нем  таких, как я будет целая семья.

- Дети отгадайте, где я их взял?

Воспитатель:

- Дети посмотрите на эти колоски, из чего они состоят?

- Как называются растения, дающие зерно?

- Что делают из зерна?

-Что пекут из муки?

Воспитатель:

- Петушок, а почему ты такой грустный и невеселый?

Петушок:

- Да понимаете дети, я слышал ,что люди сейчас выращивают хлеб как-то по-новому.

 Я этого не знаю. И никто не знает в нашем курятнике. А  клевать  хлеб  мы любим?  Вот и пришел к вам спросить: может, вы, мне об этом расскажите?

Воспитатель:

- Конечно, Петушок! Мы с ребятами расскажем, как сейчас выращивают хлеб и откуда он к нам попадает на стол.

 Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют

-Дети, найдите картинку и расскажите Петушку, что делают с полем вначале?

- Кто управляет трактором?

-  Посмотрите на волшебный экран, как это происходит?

-Чтобы земля была ровной, без комков, что делает трактор дальше?

-Найдите картинку

- А теперь посмотрите на волшебный экран, как боронят землю?

-Когда поле готово, что делают потом?

-Найдите картинку и расскажите

-Кто следит за зерном на сеялке?

-А теперь посмотрите на экран

- Что необходимо для роста и жизни растений?

- Давайте покажем Пете: как зерно росло в поле.

-Что происходит с зерном потом?

-Расскажите Пете, как убирают с поля урожай хлеба?

-С  помощью, какой техники, найдите картинку.

-Кто управляет комбайном?

- Посмотрим на экран.

Воспитатель:

- Как называют  людей , которые выращивают хлеб?

- Дети расскажите Пете, куда машины повезут зерно, собранное на поле?

-Найдите картинку .

- Что делают с зерном на элеваторе?

Воспитатель:

- Посмотрите на экран

Воспитатель:

- А с элеватора, куда отправляют зерно?

-Найдите картинку

-Что там происходят с зерном ?

-Куда дальше отправляют муку?

-Что делают с мукой на хлебозаводе?

-Кто выпекает хлеб?

- Посмотрим на экран

- Вот сколько людей потрудилось, чтобы вырастить хлеб?

-Петушок, ты все запомнил?

Петушок:

-Да , я очень внимательно слушал

Воспитатель:

- Дети, придумайте родственные слова к слову хлеб.

- Дети, что еще можно испечь из муки?

- Как, одним словом это можно назвать?

Игра: «Назови ласково»

Булка – булочка

Плюшка – плюшечка…

Ватрушка, баранка, бублик, сушка, сухарь, печенье….

Воспитатель: 

- А сейчас, Петя, хотим тебя порадовать. Мы сделаем тебе портрет из круп.

- Возьмите стаканчики с купами и засыпьте части тела у Петушка,  крупой того цвета, который на рисунке (Ваня , что ты будешь украшать у Петушка?)

-Вот Петушок прими от нас подарок

Петушок:

-  Спасибо! Я для Вас приготовил тоже сюрприз.

Воспитатель: 

- Спасибо тебе за каравай.

Петушок:

-А мне пора в курятник .

-Пойду курам расскажу, как сейчас хлеб выращивают, откуда он появляется.

Воспитатель :

- Каравай, ах красота, хлеб такой для торжества. Давайте полюбуемся нашим караваем. Какой он?

-Понюхаем его.

- Какой продукт является самым главным на столе?

- Дети, а вы знаете пословицы о хлебе?

-Надо к первой части подобрать вторую часть и сказать ее.

- А как же необходимо обращаться с хлебом?

- Всем необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур , надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

- Дети, а что вам лучше всего понравилось на занятии?

Дети встают в круг воспитатель в кругу. Воспитатель подходит к одному из детей благодарит его за занятие: спасибо мне было приятно с тобой заниматься.

Выбирает ребенка. Ребенок входит в круг и вместе с воспитателем благодарит следующего ребенка и тд

А сейчас мы попробуем наш каравай.

 

-Петушок

-Семя, Зерно

-На поле

-Колоски состоят

из зернышек

-Растения, дающие зерно называются зерновыми

-Из зерна делают муку

-Из муки пекут хлеб

-Трактор тащит за собой плуг, который глубоко вспахивает землю, земля становится мягкой.

-Трактором управляет тракторист.

-К трактору цепляют  борону, и он тащит ее за собой. Земля становится ровной, рыхлой и без комков.

-К трактору цепляют сеялки. В них засыпают семена

- Сеяльщик следит , чтобы зерно ровно падало в землю и землей прикрывалось.

- Для жизни и роста растений нужно солнце, дожди в меру, внесение удобрений.

.

Дети садятся на стулья

-Урожай собирают с помощью комбайнов . Они срезают колоски и обмолачивают их.

-Затем зерно высыпают в кузов машины по специальному длинному рукаву

-Комбайном управляет комбайнер

-Хлеборобы

-Машины повезут зерно на элеватор

-На элеваторе зерно просушат, очистят, часть оставят на хранение

-Зерно отправляют на мукомольный завод

-Зерно перемалывают в муку и просеивают

- Муку отправляют на хлебозавод

- На хлебозаводе выпекают хлеб

-Хлеб выпекает пекарь

-Хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопек, хлебозавод, хлебница, хлеборезка.

-Блины, торты кексы, пироги…

-Хлебобулочные изделия.

Ответы детей

-Румяный, свежий, аппетитный, мягкий, белый, воздушный, ароматный , золотистый, витаминный.

-Хлеб

Пословицы:

-«Много снега, много хлеба»

-« У кого хлеб родится, тот и веселится»и т.д.

Ответы детей

Ответы детей

Появляется петушок из-за ширмы

Петушок вносит пучок колосков

Дети находят картинку (пахота)

Показ видео (пахота)

Дети находят картинку

(боронование)

Показ видео (боронование)

Дети находят картинку (сев)

Пока видео (сев зерна)

Физкультминутка

В поле зернышко попало (приседают), прорастать на поле стало (руки над головой), дождик землю поливал, и росточек подрастал (медленно встают), к свету и теплу тянулся и красавцем обернулся.

Дети находят картинку. (жатва комбайном)

Показ видео (жатва)

Находят картинку (элеватор)

Показ видео (элеватор)

Показ картинки

(мукомольный завод)

Показ видео (пекарня)

Игра с мячом

На столе лежит раскрашенный рисунок петушка

Дети засыпают рисунок крупой

Петушок

подает каравай

Петушок уходит

На фланелеграфе прикреплены карточки с первой частью пословицы

Дети находят вторую часть пословицы и располагают рядом

 

 

Открытое занятие подготовила и провела воспитатель логопедической группы высшей категории ГБДОУ № 99 Выборгского района Санкт-Петербурга Насонова Татьяна Васильевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Годовой план лексических тем подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения)

На основе многолетнего опыта было составлено календарно - тематическое планирование,в которое входят основные лексические темы,необходимые для речевого развития детейстаршего дошкольного возраста.Годо...

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Грибы»

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Грибы»...