Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Насифуллина Ирина Викторовна

Вашему вниманию предлагается конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. По ходу занятия происходит закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”, «Математика». Занятие проводит учитель-логопед совместно с воспитателем группы. В занятии интегрированы  образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация». В процессе занятия совершенствуется  грамматический строй речи (навыки словообразования), развиваются фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительности речи, внимание, память.Наряду с этим происходит автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в страну Знаний462.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».

ЦЕЛИ:

- Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”, «Математика»

- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область “Коммуникация”:

- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; понятие «соседи числа», навыков звукового, слогового анализа слов;

- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Образовательная область “Познание”

- Совершенствование навыков и умений работать с моделью;

- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Образовательная область “Здоровье”.

- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза “Беги к камню”, речь с движением “Полянка”)

- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Образовательная область “Социализация”

- Воспитание культуры межличностных отношений.

Методы и приемы: - Наглядный (пособия, картинки); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы,);

- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, «соседи числа»

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация по ходу занятия, домик, дорожка, дерево яблоня, камни, мольберт, модели звуков, модели предлогов (цветы), ортоковрики с буквами, игра «Сырные примеры», игра «Больше-меньше», домики с цифрами, картинки для игры на внимание, замки, музыка, «макет реки», яблоки со словами, ребусы, медали, гусеницы-звуковые схемы, карта, затертые надписи-билеты, костюм Царицы Знаний, плоскостные двойки на костюм Вити.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, знакомство с порядковым счетом, с «соседями» чисел, «портретами» звуков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н. В. Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, В. Базарного “Здоровъесберегающие технологии”, М. Монтессори “Зона ближайшего развития”.

Место проведения: - логопедическая группа

Количество детей: - 7 человек.

Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».

Ход занятия: (Слайд №1)

1. Игровая мотивация. Дети входят в группу с логопедом. Встают за стульчиками перед экраном.

Логопед: Ребята, нам сегодня пришло письмо от Царицы Знаний. Послушаем его?

(Слайд №2) Логопед вместе с детьми слушает видеописьмо

«Мои дорогие юные друзья! Я Царица Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились за учебный год. В Стране Знаний вас ожидает сюрприз. Желаю вам удачи!»

Логопед: На чем можно отправиться в Страну знаний?

Дети перечисляют названия транспорта.

Логопед: А как мы называем все это одним словом? Правильно, транспорт. Чтобы узнать, на каком транспорте мы отправимся в Страну Знаний нам нужно отгадать загадку:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля.

Словно на картинке.

Дети: Воздушный шар.

(Слайд №3)

Логопед.- Ребята, предлагаю Вам занять свои места и отправиться в интересное путешествие в Страну Знаний в гости к Царице Знаний.

2. Игра «Исправь нелепицы».

Логопед. Чтобы занять место в корзине воздушного шара, нужно заработать билет. Я буду читать вам небольшие стихотворения, а вы внимательно слушайте, все ли я правильно буду говорить. Если неправильно, подскажите нужное слово, так вы заработаете билет. (Дети называют правильные слова и садятся на стульчики).

На прогулку мы пойти хотели

Тапочки на голову надели. (Шапочки)

Мед Мишутке надоел,

Он машины бы поел. (Малины)

Танюша маме помогает,

Посуду в койку убирает. (В мойку)

Был Алеша очень рад

Очень вкусный ел халат. (Салат)

Сидела миска на шкафу

И вдруг как прыгнет на софу. (Киска)

У хозяйки тети Оли

Не хватает в супе моли. (Соли)

Карлсон в форточку влетел

И четыре клюшки сьел. (Плюшки)

3. Игра «Отгадайте загадки». Логопед. Наконец-то все места заняты, и мы отправляемся в наше путешествие.

Чтобы нам не скучать, дальше бой загадок

Разрешаю вам начать:

Кто-то пусть их разгадает,

Остальных прошу молчать!

Раз вы будущие первоклассники, то и загадки будут о школьных принадлежностях. Эти загадки специально приготовила царица Знаний.

Один ребенок загадывает загадку, а другие дети отгадывают. После ответа ребенка появляется слайд-отгадка. (Слайд №4) ( На каждое нажатие мышки появляется 1 картинка-отгадка)

1. У сосны и елки – листики-иголки. Лада

На каких листочках растут слова и строчки. (Книга)

2. Новый дом несу я на спине, Дима Е.

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (рюкзак)

3. То я в клетку, то в линейку, Максим

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я….. (Тетрадь)

4. Свою косичку без опаски, она обмакивает в краски. Соня

Потом окрашенной косичкой,

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

5. На столе передо мной, Аврора

Закрутился шар земной.

Арктика, экватор, полюс –

Уместил всю Землю… (Глобус)

6. Что-нибудь без меня Дима Л.

Начертить сумей-ка,

Угадайте-ка, друзья, кто же я? (Линейка)

4. Крушение воздушного шара.

(Слайд №5 1 нажатие мыши) Внезапно раздается громкая зловещая музыка. (Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского). Музыка усиливается, все понимают, что воздушный шар теряет высоту, и скоро мы окажемся на земле. (Слайд №5 2 нажатие мыши)

Логопед: Ребята с вами все в порядке? Что случилось? Где мы?

Все осматриваются, стараясь понять, куда мы приземлились.

(Слайд №6) Логопед: скорее всего, мы оказались в Дебрях Незнания!

Воспитатель направляет Витьку-двоечника к детям и логопеду.

В это время появляется «местный житель». Он одет, как мальчишка, в бейсболке, футболке, на которых висит множество «двоек».

Происходит знакомство.

Витек: Здравствуйте! Меня зовут Витек, а кто вы такие и как здесь оказались?

Дети: Мы летели на воздушном шаре в Страну Знаний, но воздушный шар потерпел крушение. Витек, а что ты здесь делаешь?

Витёк: я учился очень плохо, уроки прогуливал, теперь живу здесь, в Дебрях Незнания. Я очень хочу вернуться домой. Дети, помогите мне отсюда выбраться.

Логопед: Ребята, поможем Витьку вернуться домой?

Дети: Да.

Логопед: Тогда отправляемся вместе с Витей в страну Знаний, оттуда мы сможем вернуться домой. Будем выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание можно сорвать с Витька одну двойку. Когда сорвем все двойки, значит, мы добрались до страны Знаний. Но как же нам найти путь до страны Знаний?

Витек: У меня есть карта, по которой мы найдем дорогу до страны Знаний.

Логопед: Давайте посмотрим по карте, какая наша первая остановка.

5. Дети читают на карте: деревня Звуковая

Логопед: И так мы попали в деревню Звуковую. Здесь живет Слыш и он приготовил для вас интересные задания.

Вот и первое задание. (На большом фланелеграфе).

Деревня “Звуковая” (перед детьми панорама деревни - дом, дерево с фруктами, дорожка, по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета).

Задание №1: - “Ребята, давайте расскажем Слышу все, что мы знаем о звуках”

Логопед: - Назовите неречевые звуки, которые окружают нас. (Ответы детей)

- Назовите речевые звуки, которые мы произносим.

- На какие 2 группы делятся речевые звуки?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Назовите первый звук в слове “школа”.

- Назовите последний звук в слове «ученик»

- Сколько звуков в слове “кот”.

- Назовите гласный звук в слове “мак”.

- Выберите на яблоне себе яблоко и прочитайте слово.

- Сколько слогов в слове “каша”, “дом”, “машина”, “кукла”, “Царица”, “дорога”.

6. Динамическая пауза: - Упражнение “Найди звук”

Логопед: - Ребята, Слыш превратил эти камни (балансировочные сферы расположены в трех разных местах группы) в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков.

- Что обозначаем красным цветом?

- Что обозначаем синим цветом?

- Что обозначаем зеленым цветом?

Сейчас я буду называть слова, а вы определите с какого звука начинается слово и бегите к тому камню, который обозначает модель того или иного звука.

Речевой материал: парты, альбом, кисточка, ластик, рисунок, ученик, школа.

Логопед: Молодцы! Первое задание вы выполнили. Можете сорвать 1 двойку с Витька. Отправляемся дальше. Какая наша следующая остановка?

7. Игра «Разгадай ребус»

Дети читают карту: г. Внимания.

Логопед. Царица знаний хочет, чтобы вы разгадали ребус, нашли нужную картинку-отгадку на столе и назвали зашифрованное слово в ребусе. После этого подберите нужную звуковую схему, которая подходит к вашему слову.

Дети выполняют задания за столами.

Логопед: Молодцы! Можно снять еще одну двойку с Вити. Смотрим какая наша следующая остановка?

8. Дети читают карту: равнина Старания.

9. Витек и дети: «Дремучий лес».

Воспитатель. Ребята, перед нами «Дремучий лес».

  • Игра: «Сырные примеры». (Логопед в это время раскладывает цветы, на столе ставит контейнеры с картинками для составления предложений)

Воспитатель. В дремучем лесу живут сказочные мышки. Но они нас так просто не пропустят через лес. Нам нужно их покормить. А для этого необходимо решить примеры. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Дети решают примеры на кусочках сыра, угощают мышек, называя правильный ответ.

Ребята, посмотрите, какая красивая в лесу полянка. Мы выполнили такие сложные задания, давайте немного отдохнем.

10. Речь с движением «Полянка» (Проводит воспитатель).

Мы устали чуточку

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок.

Улыбнись, давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

У цветочка ты садись!

11. Игра «Красивые цветы». Логопед. Дети, посмотрите на полянке очень много красивых цветов. Возьмите каждый по цветку. Цветы здесь не простые, а волшебные. На каждом цветке нарисована схема предлога. Найдите на столе контейнер, с такой же схемой, что и на вашем цветке. Сядьте за стол. Придумайте предложение с этим предлогом и выложите схему придуманного вами предложения.

Молодцы, ребята, можно сорвать еще одну двойку с Вити.

12. Упражнение «Волшебное дерево». (В это время воспитатель раскладывает «реку» и ортоковрики рядом с ней)

Логопед: Ребята, в дремучем лесу растет волшебное дерево, оно очень любит слушать рассказы.

Без рассказа о школе это дерево нас не пропустит дальше.

Дети подходят к дереву, рядом на столике лежат опорные картинки-листочки.

Логопед: Каждый из вас возьмет 1 листочек и составит предложение по картинке.

Дети составляют рассказ по цепочке.

Логопед; Витя, тебе понравился наш рассказ о школе? Повтори его по картинкам-листочкам.

Молодцы ребята, давайте посмотрим на карту, куда же нам двигаться дальше?

13. Дети: Река Забывайка.

Дети встают из-за столов и подходят к «речке»

Логопед: Ребята, перед нами река Забывайка. Плавать в ней нельзя, поэтому она и зовется Забывайкой. Окунешься в ее воды и все сразу забудешь, даже, как тебя зовут. Нам, надо думать, как через неё перебраться.

Дети осматриваются и видят ортоковрики с буквами. Из них они выкладывают «мост» и читают слово «Школа».

Логопед. Ребята, а для чего нам нужна школа? Конечно школа-мост, который поможет нам попасть в Страну Знаний.

Дети по мосту переходят реку и попадают в страну Знаний.

Логопед: Ребята, вот мы и попали в страну Знаний. А пускать нас не хотят, видите, замки висят! Сколько замков? (3) На каждом замке есть задания. Нужно их выполнить правильно и замок откроется.

1 Замок.

Задание «Реши задачки» (Логопед в это время раскладывает на столе конверты с заданием «Продолжи ряд», листки в клетку и простые карандаши)

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем решать задачки. Слушайте внимательно, решать будем в уме. Поднимайте руку, когда найдете правильный ответ.

  1. «По дороге влево ехало5 автомобилей, в право столько же. Сколько всего ехало автомобилей?»
  2. «Оля нарисовала 4 елочки, 2 собачки, 3 треугольника и 1 квадрат. Сколько геометрических фигур нарисовала Оля?»
  3. «На полке магазина стояло 10 игрушек. Продали 6 игрушек. Достали из коробки и поставили на полку еще 4 игрушки. Сколько игрушек стоит на полке?»
  4. На 5 этаже висят синие шторы. На четыре этажа выше висят зеленые шторы. На 2 этажа ниже зеленых висят желтые шторы. На каком этаже висят желтые шторы.
  5. Мама проснулась в восемь часов, дочка на два часа позже, а папа проснулся на один час раньше мамы В какое время проснулись дочка и папа.
  6. На столе лежало 5 яблок и четыре помидора. Петя съел 2 яблока. Сколько овощей осталось на тарелке.

2 Замок.

1 задание на втором замке: Игра: «Соседи числа»

Воспитатель: Я называю задание, а вы показываете мне правильный ответ.

-покажите пожалуйста, цифру которая стоит между цифрами 5 и 7; 6 и 8.

-покажите пожалуйста, цифру которая стоит между цифрами 2 и 9; 8 и 10.

-какая цифра стоит перед цифрой 3, (7, 9), после 8, после 3.

- Молодцы, правильно выполнили задания и открыли первый замок. (Воспитатель показывает открытый замок).

2 задание на втором замке: Задание «Продолжи ряд».

Воспитатель: Следующее задание мы будем выполнять за столами. Садитесь за столы, кто с кем хочет. Возьмите большую карточку из конверта и расположите картинки так, чтобы в рядах совпадали форма и цвет предмета.

Воспитатель: И с этим заданием справились. И открыли второй замок. (Воспитатель показывает второй открытый замок).

3 Замок.

Воспитатель: Ребята, а к кому в гости мы идем? ( Мы идем к Царице Знаний).

А, как известно, в гости без подарка не ходят. Давайте нарисуем цветы в подарок Царице Знаний.

Воспитатель: Очень красивые цветы у вас получились. Ребята, посмотрите, и третий замок открылся. (Воспитатель показывает третий открытый замок).

Рефлексия.

Логопед: Молодцы, ребята! Все замки открыли! Еще раз обращает внимание детей на открытые замки. Со всеми заданиями мы справились и открыли Страну Знаний. Вите мы тоже помогли. На Вите не осталось не одной двойки. Мы долго шли в страну Знаний и очень устали. Давайте немного отдохнем. А вы скажите, что вам понравилось сегодня в нашем путешествии.

Логопед помещает на мольберт кату путешествия, детям раздает самоклеющиеся смайлики.

Логопед: Приклейте свой смайлик на карту рядом с тем заданием, которое вам понравилось. (София первая клеит смайлик и отходит к воспитателю, воспитатель надевает ей на голову корону и дает в руки медали для вручения детям).

Логопед: А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад. Но как?

К детям выходит Царица Знаний. (Переодетый ребенок)

Царица Знаний. Здравствуйте, ребята!

Логопед, воспитатель и дети. Здравствуй, Царица Знаний!

Логопед. Мы принесли тебе в подарок красивые цветы. (Воспитатель вручает рисунки Царице Знаний).

Царица Знаний: Ребята, я видела в свое волшебное зеркало, как вы преодолевали трудности, которые встретились на вашем пути. Помогли двоечнику Вите выбраться из дебрей Незнания. Вы все достойны носить звание ученик. Я вас всех жду 1 сентября в школе.

Царица Знаний вручает медали «Лучший ученик».

Царица Знаний: А сейчас вы вокруг себя повернетесь и домой перенесетесь. 1-2-3 и звонит в колокольчик. (Царица снимает корону и встает вместе с детьми).

Логопед: Но вот мы и дома.

Витек: Спасибо вам ребята за помощь. Обещаю вам теперь учиться только на 4 и 5. До свидания, до встречи в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»...

конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: "Путешествие в страну знаний"

Данное  занятие в подготовительной группе для детей с ТНР поможет учителям-логопедам подобрать нужный материал  по проведению итогового мероприятия в интересной игровой форме....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  для детей с  тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...