Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Пахомова Елена Владимировна

Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_utenka_kryaka.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Приключения утенка Кряка»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программное содержание:

Вызвать у детей интерес и желание сочинять сказку в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Способствовать формированию у них  умения строить самостоятельное связное высказывание.

Закреплять навыки рисования на песке.

Развивать у детей творческое воображение, познавательный интерес, мелкую моторику рук.

Воспитывать добрые чувства, умение сопереживать, желание помогать.

Оборудование:

Световые планшеты с песком, мелкие фигурки животных и птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,  я предлагаю вам опять отправиться в удивительную, необычную песочную страну. Согласны? Тогда вспоминаем наши волшебные слова и заодно подготовим для рисования наши пальчики:

1,2,3,4,5 – будем мы с песком играть.

Песок – чудесная страна,

И волшебства она полна:

Можно строить и лепить,

Можно много сотворить.

Можно пальцем рисовать,

 Можно сказку сочинять.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем не просто сочинять и рисовать песочную сказку. Это мы уже умеем. Сегодня  в песочной стране нас ждут настоящие сказочные, может быть даже опасные  приключения. Давайте-ка посмотрим, с кем они произойдут.

 (дети с воспитателем подходят к песочному планшету, который стоит в центре)

- Да, это семья уток, и у нас сегодня может получиться настоящая утиная история. Итак, я начинаю, а вы мне помогаете:

- В одном большом деревенском пруду жила-была… утиная семья: мама-утка и папа-селезень. В начале лета у них появились… Кто? Какие? утята – три пушистых коричневых комочка, точь-в- точь папа с мамой. Последний, четвертый  утенок был самый необычный:  Какой? ярко-желтый, взъерошенный, шустрый, любопытный и очень крикливый. Он крякал, не умолкая, поэтому родители прозвали его…  Как? Пусть будет Кряк. Старшие братья прилежно учились плавать, нырять, добывать себе еду, а Кряк…  Что делал? постоянно отвлекался, везде совал свой нос, задавал родителям много вопросов. Как вы думаете, что могло интересовать маленького утенка? Почему ночью темно? Почему плывут по небу облака? Почему идет дождь? Почему деревья качаются? А еще Кряк был настоящий выдумщик и фантазер, с ним было весело и интересно играть.

- Однажды утром, после сытного завтрака, утиная семья отдыхала в камышах. Но Кряку не сиделось на месте. Он решил выйти из камышей и посмотреть, а что там дальше, за камышами.

- Как выдумаете, куда может попасть Кряк? Да,  в дом к людям, на скотный двор, в  поле, на лесную полянку, болото и т.д.

- С кем Кряк может встретиться? С  людьми, домашними животными и птицами, дикими животными и птицами.

- Какие приключения могут с ним произойти? Он может кому-то помочь или сам попасть в опасную ситуацию и наоборот, кто-то придет к нему на помощь, а, может быть, даже спасет его.

- Как вы думаете, чем может закончиться наша история? Кряк поумнеет и повзрослеет, найдет себе новых друзей, Кряк  обязательно вернется домой.

Воспитатель: Выбирайте себе песочный планшет, проходите за него, знакомьтесь с новыми персонажами нашей утиной истории, придумайте приключения Кряка, и не забудьте их зарисовать.

(Звучит спокойная музыка, дети придумывают и зарисовывают на песке приключения утенка, используя мелкие фигурки животных)

Воспитатель: Мне, кажется, наши утиные истории уже готовы и так и просятся, чтобы их рассказали. Но перед тем, как они прозвучат, сочинителям надо немного отдохнуть и размяться.

Динамическая пауза

Встал утенок на пенек.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали,

Все за ушком почесали.

На четыре – потянулись,

Пять – прогнулись и нагнулись,

Шесть – все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Воспитатель: Итак, приключения утенка Кряка начинаются:

  В одном большом деревенском пруду жила утиная семья: мама-утка и папа-селезень. В начале лета у них появились  утята – три пушистых коричневых комочка, точь-в- точь папа с мамой. Последний, четвертый  утенок был самый необычный:  ярко-желтый, взъерошенный, шустрый, любопытный и очень крикливый. Он крякал, не умолкая, поэтому родители прозвали его   Кряк. Старшие братья прилежно учились плавать, нырять, добывать себе еду, а Кряк постоянно отвлекался, везде совал свой нос, задавал родителям  много вопросов.  Но зато Кряк был настоящий выдумщик и фантазер. С ним было весело и интересно играть.

Однажды утром, после сытного завтрака, утиная семья отдыхала в камышах. Но Кряку не сиделось на месте. Он решил выйти из камышей и посмотреть, а что там дальше, за камышами.

1 ребенок: Шел-шел Кряк и попал  на большое пшеничное поле. Смотрит, норки кругом нарыты, а в этих норках живут мышки-полёвки, суслики, да хомячки. Взрослые все делом заняты: кто норки углубляет, новые ходы прорывает, кто припасы заготавливает, разные семена да зернышки в кладовки таскает. А малышам и заняться-то нечем. Слоняются туда-сюда, только под ногами мешаются. Научил их Кряк в прятки-загадки играть и началась в поле веселая игра:

 (Д/У «Кого не стало?»)

- Кого не стало?

– Не стало мышонка-длиннохвостика.

– Кого не стало?

 – Не стало хомячка с желтым брюшком.

 – Кого не стало

-  Не стало суслика длинноусого.

Играли, играли малыши, пока их родители домой  не позвали. Мыши-полевки угостили зерном  Кряка и  предложили погостить у них. Не понравилось утенку в мышиной норе: темно, тесно, свежего воздуха не хватает. Но он вежливо поблагодарил мышей и  отправился   дальше.

2 ребенок: Прошел Кряк поле и оказался в кустах. Слышит, кто-то плачет и приговаривает: «Ой, боюсь, боюсь, боюсь!Ой, боюсь, боюсь, боюсь!»

 - Кто ты и кого ты боишься? – спросил утенок.

- Я – зайчонок, а боюсь я всех: лисы боюсь, волка – боюсь, медведя – боюсь, и совы боюсь и ястреба, всех-всех-всех, и тебя боюсь тоже.

- Сейчас же перестань дрожать. Хочешь, я научу тебя волшебному заклинанию. Будешь его повторять и позабудешь про страх.

(Д/У «Большой – маленький»)

- Повторяй за мной: - У меня не глазки, а глазищи, у меня не усики, а усищи,  у меня не хвостик, а хвостище, у меня не зубки, а зубищи,  у меня не лапки, а лапищи! Я никого не боюсь! Стал зайчонок повторять эти волшебные слова. Повторил их один раз, другой раз, третий раз, повторил сто раз и сам поверил в то, что у него глазищи, усищи, хвостище, зубищи и что он самый смелый зайчонок на свете и что он больше никого не боится. Теперь Кряк мог спокойно идти дальше.

3 ребенок: Зашел Кряк в лес. Шел-шел и вышел на лесную полянку. На краю полянки стоит высокая сосна, на сосне – дупло, а по веткам вокруг дупла скачет, прыгает, ссорится беличья семейка. Остановился Кряк, окликнул белок, спросил, что у них случилось и не нужна ли  им какая помощь.

- Как же не нужна, отозвалась мама-белка. Наготовили мы на зиму припасов: грибов, орехов, шишек, да посчитать-то их не можем. Не знаем, хватит ли их. Может ты нам поможешь?

Кряк  и согласился. Вынули белки свои припасы из дупла, разложили под сосной и Кряк начал считать:

(Д/У «Посчитаем»)

- Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек; один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов; один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов…

Так считал он, считал, пока все припасы не пересчитал. А бельчата повторяли за ним, учились считать. Поблагодарили белки утенка за помощь, звали к себе в гости, на дерево, но Кряк отказался, слишком уж высоко они живут. Отправился он дальше.

4 ребенок: Шел-шел утенок и зашел в самую глушь, в самую чащу прямо к волчьему логову. Тут-то и прихватили его волчата, хотели сразу съесть, да не смогли поделить добычу, перессорились друг с другом.

- Погодите ссориться,- говорит им утенок, - давайте лучше играть  в следопытов.

 – А как это, мы не умеем.

 – А я  научу:  я сейчас нарисую след какого-нибудь животного или птицы, а вы должны  отгадать и назвать, чей это след.

 (Д/У «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»)

Согласны? Чей это след?

 – Это мы знаем, это след нашего соседа медведя.

– А правильно сказать – медвежий.  А это чей след?

 – Этот след мы тоже знаем – лисы.

 -  А правильно сказать – лисий. Повторите.

- Это чей след?

 – Знаем, знаем, это заячий! А это – беличий! А это – барсучий! А это –лосиный! А это – мышиный!  

Так они играли долго-долго, пока не устали.

– Теперь, говорит утенок, вы и без меня можете играть в следопытов.  Скоро ваши родители вернутся с охоты. И  мне тоже пора возвращаться домой.

5 ребенок: Выбрался Кряк из чащи и думает, куда же ему идти дальше: (Д/У на пространственную ориентировку, словообразование)

- сзади стеной стоит  темный еловый лес – ельник, справа – лес посветлее – сосновый бор, слева стоят великаны-дубы – дубрава, а прямо впереди – березовая роща.

Тут увидел утенок аиста, который возвращался в гнездо к своим аистятам. Окликнул утенок аиста и попросил:

- Аист, аист длинноногий, помоги найти домой дорогу.

 – Хорошо, отвечает аист, помогу. Только тебе надо хорошенько потопать.

- Давайте, ребята, и мы вместе с Кряком потопаем:

Динамическая пауза

- Аист, аист длинноногий, помоги найти домой дорогу.

- Топни правою ногой, топни левою ногой,

Снова правою ногой, снова левою ногой,

Еще правою ногой, еще левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

- Утенок поблагодарил аиста и затопал прямо.

6 ребенок: Прошел утенок березовую рощу. И уже совсем немного осталось пройти до родного пруда, как вдруг дорогу ему перегородил ручей. И все бы ничего, ведь Кряк умел хорошо плавать, но в этом ручье было очень сильное течение, такое, что даже взрослой утке с ним было бы не справиться. День клонится к вечеру, солнышко садится, скоро будет совсем темно. Что делать?

(Д/У на развитие диафрагмального дыхания)

- Но тут на помощь утенку пришла семья бобров, которая жила неподалеку. Своими острыми зубами перегрызли они несколько деревьев: папа-бобер – деревце потолще, мама-бобриха – деревце потоньше, а маленький бобренок тоже помог – перегрыз тоненькую веточку. Вот мостик и готов! Поблагодарил Кряк бобров за помощь, быстро перебрался на другой берег ручья и, что есть духу,  побежал по тропинке к своему родному пруду.

Воспитатель: А дома, в камышах мама-утка, папа-селезень и братья-утята все глаза проглядели, выискивая своего непоседу Кряка. Надежда увидеть его угасала с последним лучиком солнца. И вот наступила полная темнота. И в этой темноте вдруг раздался ликующий крик пропавшего утенка:

 - Ура! Я все-таки нашел вас! Я вернулся домой!

Тут все, конечно, очень обрадовались. Стали утенка обнимать, целовать, умником называть. А Кряк потом всю ночь рассказывал им о своих приключениях.

- Славная у нас получилась утиная история. Вам, ребята, понравилась она?

- А какие истории вам бы хотелось придумать в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»

Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Грибы»

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Грибы»...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...