Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») по звукороизношению "Звук И" в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (первый год обучения).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Анискина Людмила Владимировна

Конспект фронтального логопедического занятия "Звук И" в старшей группе (второй  период обучения) по  звукопроизношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i.docx134.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(образовательная область «Коммуникация»)

занятие  по звукопроизношению

в cтаршей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (первый год обучения).

Тема: Звук И.

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить выделять звук И в начале и конце слова;

   коррекционно-развивающие:

- уточнить правильный артикуляционный уклад звука И;

- закрепить понятие «гласный звук»;

- развивать фонематический слух;

- упражнять в умении проговаривать фразу с различной интонацией голоса;

- упражнять в умении производить звуковой анализ звукосочетаний из двух, трех гласных, типа ИА, УИ, УИО;

- упражнять в умении договаривать предложения по предметным картинкам;

- развивать внимание, логическое мышление;

коррекционно-воспитательная:

 - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: звуковой кубик, предметные картинки на звук И: ива, индюк, игрушки, избушка, инструменты, иволга, индюшонок; индивидуальные карточки, сигнальные карточки, карандаши, значки для обозначения гласных звуков, раскраски, зеркала.

Предварительная работа: дидактические игры «Раздели слово на слоги», «Скажи, какой звук первый?», «Четвертый лишний» .

Здоровье сберегающий компонент:  голосовая гимнастика «Кто мы?», физминутка  «Зарядка с гармошкой»,  мелодия «Звуки леса» - диск «Звуки природы».

Использование ИКТ: магнитофон.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Скажем шепотом - Мы маленькие мышки.

Скажем громко - Мы большие коты.

Скажем хитро - Мы хитрые лисички.

II. Артикуляционная гимнастика, мимические упражнения.

        "Удивились" - "Улыбка" - "Нахмурились"

        "Язычок в постельке" - "Хоботок"

        "Язычок в постельке" - "Бублик"

Отгадывание звуков по беззвучной артикуляции.

III. Закрепление ранее пройденного.

Дети бросают звуковой кубик, на сторонах которого изображены картинки на звук А,У,О:

        Ослик                Улитка

        Арбуз                Осень

        Апельсин                Утка

Выделить первый звук? Какой это звук? Чем обозначается? Где стоит?

IV. Сообщение новой темы.

А) Сегодня мы узнаем еще один звук. А какой - я не скажу. Я загадаю вам загадки:

        В узкий глазок вдета тонкая нитка

        И поплыла за корабликом прытко.

        Шьет, зашивает и колется колко.

        И называют кораблик… (Иголка).

        Как это скучно -

        Сто лет без движенья

        В воду глядеть

        На свое отраженье

        Свесила ветки с обрыва

        Такая грустная… (Ива).

Назовите слова отгадки. Какой первый звук в словах - отгадках? (Иголка и ива - первый звук И).

Б) Произнесение хором, индивидуально.

В) Артикуляция звука И.

Губы в улыбке, язычок лежит в постельке, воздух проходит свободно. Звук поется: потянем ниточку - и - и - и!

Г) Выбор звукового человечка. Обозначение звука.

V. Дидактическая игра "Поймай звук" (Сигнальные карты).

А) Из ряда звуков: И А У О И И О У А У И;

Б) Из ряда слогов: АХ УХ ИХ ИМ АМ УТ ИТ УМ ИМ.

В) Из ряда слов: ириска апрель изба инженер учитель интерес абрикос удивляться артист инжир ученик индюк иголка.

 

VI. Выделение звука И в произношении по предметным картинкам. Игра "Четвертый лишний".

На доске расположены 4 ряда картинок. Необходимо выделить из каждого ряда по одной картинке и запомнить их(индюк, ива, иголка, ириска).

Индюк, Аист, Цапля, Журавль

Роза, Ива, Ромашка, Колокольчик

Иголка, Кастрюля, Вилка, Ложка

Батон, Хлеб, Ириска, Торт.

В выделенных словах обратить внимание на первый звук. Какой это звук, чем обозначается?

VII. Деление слов на слоги.

На доске остаются 4 картинки из пункта 6: Индюк, Ива, Иголка, Ириска. Добавляется еще три: игрушки, инструменты, избушка. Необходимо разделить слова на слоги и "расселить" в слоговой домик.

VIII. Определение места звука в слове.

Выделить звук И интонационно и графически из следующих слов:

Иволга, очки, грабли, индюшонок.

IX. Физминутка.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка киваем,

Руки кверху поднимаем.

Наши ручки: хлоп -хлоп- хлоп!

Наши ножки: топ - топ - топ!

Руки вниз мы опускаем,

Отдыхаем, засыпаем.

Вот и хватит отдыхать,

Нам пора уже вставать!

X. Звуковой анализ.

Звуковой анализ звукосочетаний ИА, УИ, УИО, составление схем.

Сколько звуков? Какой стоит первый? Второй? Третий? Какими квадратиками обозначаются эти звуки?

XI. Договаривание  предложений по предметным картинкам.

У каждого ребенка на столе маленькая картинка с изображением слов со звуком И: ива, инструменты, иголка, ириска, индюк, игрушки, избушка, очки. Необходимо договорить предложение по смыслу и повторить предложение полностью.

Папа сбил ящик для … (инструментов).

Лисичка построила ледяную … (избушку).

Мама вышивает узор на блузке… (иголкой).

У нас в группе много… (игрушек).

Над рекой склонилась плакучая… (ива).

Мы не боимся важного… (индюка).

Ваня угостил Машу … (ириской).

Бабушка потеряла свои … (очки).

XII. Работа по индивидуальной карточке (фоновое  музыкальное сопровождение).

У каждого ребенка карточка со схематичным изображением улитки, арбуза и иголки. Необходимо выделить в квадрат слово, которое начинается на звук И.

                                

XIII.  ИТОГ.

Какой звук мы сегодня учили? Назовите слова со звуком И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, первый год обучения

представлен конспект итогового  логопедического занятия в группе для детей с ОНР III ур речевого развития  первого  года обучения....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Поможем Снегурочке расколдовать елку»

Цель: посредством использования игровых технологий в образовательном процессе формировать у дошкольников элементарные математические представления.Задачи:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Путешествие по сказке» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование у старших дошкольников представленияео свойствах предметов, развивать наблюдательность познавательный интерес...

«Как Ослик уважение искал» Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;Как Ослик уважение искал»Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....