Проект "Чудесный мир волшебной сказки"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Борисенко Надежда Васильевна

Проект "Чудесный мир волшебной сказки" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Познавательно-творческий проект

 «Чудесный мир волшебной сказки»

Разработали: воспитатели Борисенко Н.В., Валиева Т.А.,

учитель-логопед Куненкова И.И.

Проект «Чудесный мир волшебной сказки»

г. Бердск 2019

Паспорт проекта 

Тема: «Чудесный мир волшебной сказки»

Участники: воспитанники  подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители воспитанников.

Тип: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: 

2018 – 2019 учебный год.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого

личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который

позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.

В этот период развитие идет, как никогда, более бурно и стремительно. Из

совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа - младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка, и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста.

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо

учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи,

музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и

художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Пояснительная записка

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо

учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи,

музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и

художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность,  лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Данный проект помогает в формировании у детей чувства собственного достоинства, чувства прекрасного, развивает наблюдательность, творческие способности, умение давать полную характеристику героя, умение работать в команде, прививает любовь к родной культуре.

 Цели данной деятельности: активизация словарного запаса, автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи, развитие диалогической речи, развитие связной монологической речи, развитие просодической стороны речи: тембра голоса, силы голоса, темпа, интонации, выразительности.

Цель проекта: формирование у детей  коммуникативных умений в различных видах деятельности; развитие межличностных взаимоотношений  и сотрудничества;

способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, патриотизма, эстетического вкуса.

Задачи:

• Обогащать и активизировать словарный запас.

• Формировать представления о литературном жанре – сказке и её категориях (авторская, народная); научить детей определять вид сказки (волшебная, бытовая, о животных).

• Формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

• Развивать связную речь.

• Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, мышление.

• Развивать интерес к художественной литературе, эмоциональное от-ношение к прочитанному.

Знакомить детей с книжной иллюстрацией известных художников.

• Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.

• Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, бережное отношение к книгам.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

Актуальность

                                                                                                      http://fs00.infourok.ru/images/doc/219/5918/1/img13.jpg

                                                                                Чудесный мир сказок

                                                                                           Сказка лечит,

                                                                                            Сказка греет,

                                                                                  Сказка учит жить.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом, сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.  По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.

Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий

большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.

Сказка должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение.

Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию.

Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать

сказки, но действовать и творить, опираясь на них. А язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.

Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит

источником комбинированной способности ума. Сказке мы обязаны

возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, со взрослыми.

Но с развитием массового телевидения, конечно, читать дети стали

значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел

победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в

нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,

фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,

выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Наконец, можно отметить, что сказка - это сгусток человеческой мудрости, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для

полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей, корректировать и улучшать их поведение.

Сложно представить себе детство без сказок. В любое, даже самое трудное время, в каждой стране матери обязательно рассказывают своим детям легенды, предания и вымышленные истории.

Сказки помогают не только скоротать время. Они развивают фантазию ребенка и моделируют ситуации, которые могут происходить в реальной жизни. Именно из этих, порой незатейливых, историй мы впервые узнаем о добре и зле, учимся чувствовать и сопереживать, постепенно готовясь к вступлению во взрослую жизнь.

Исходя из вышесказанного, была выбрана тема проекта:

«Чудесный мир волшебной сказки»

Используя сказки, как средство воспитания личностных качеств дошкольников, обратили особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбор сказок для чтения и рассказывания дошкольникам осуществляли,

основываясь на критериях в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С.Карпинской, и других. Ими разработано несколько критериев, которые легли в основу проекта:

 идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

 высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием является единство содержания произведения и его формы;

 доступность литературного произведения, соответствие возрастным и

психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются

особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их

жизненный опыт;

 сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

конкретные педагогические задачи.

4. Основные принципы организации работы  с дошкольниками.

 Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и

рассматривается как традиция.

 В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

 Создание по поводу художественной литературы детско-родительских

проектов с включением различных видов деятельности: игровой,

продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в

ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок,

выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем,

сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.

 Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной

литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

5. Цель: формирование у детей  коммуникативных умений в различных видах деятельности; развитие межличностных взаимоотношений  и сотрудничества;

способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, патриотизма, эстетического вкуса.

Задачи:

• Обогащать и активизировать словарный запас.

• Формировать представления о литературном жанре – сказке и её категориях (авторская, народная); научить детей определять вид сказки (волшебная, бытовая, о животных).

• Формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

• Развивать связную речь.

• Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, мышление.

• Развивать интерес к художественной литературе, эмоциональное от-ношение к прочитанному.

Знакомить детей с книжной иллюстрацией известных художников.

• Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.

• Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, бережное отношение к книгам.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

6. Ожидаемые результаты: 

  • Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу.
  • Развитие связной  речи детей.
  • Развитие творческих способностей детей во всех видах деятельности.
  • Приобщение детей к  художественной литературе.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности.

7. Методы оценки

эффективности использования предложенной проектной модели:

 самооценка педагогами своей деятельности;

 педагогическая диагностика дошкольников в динамике развития его

коммуникативно-речевых навыков;

 оценка родителями;

 результаты наблюдений, бесед.

8. Структура, содержание и этапы реализации данной проектной модели предполагает использование старшего возраста дошкольного детства.

1 этап

Организационно-подготовительный

2 этап

Практический

3 этап

Аналитический

(в конце этапа)

(подведение итогов реализации)

Этапы

Срок

Участники

Содержание

1 этап

октябрь-декабрь

Воспитатели

Дети

Родители

определение темы;

- формирование цели, задач;

- сбор информации,

литературы, дополнительного

материала;

- анализ и обобщение

имеющегося в учреждении

опыта работы по данной теме;

- определение сроков

реализации проекта;

- оставление плана-схемы

проекта;

- формирование мотивационной

готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности.

- разработка технологических

карт по работе со сказкой

- создание условий для

реализации проекта;

- организация  предметно- развивающей среды для

детей.

2 этап

январь-февраль

Воспитатели

Дети

Родители

реализация проекта (система

педагогических мероприятий).

3 этап

март-апрель

Воспитатели

Дети

Родители

- самоанализ педагогами своей деятельности;

- творческие отчёты в

различных формах (фото и видео презентации,

театрализованная деятельность детей, выставки, тематические эссе, творческие акции);

- систематизация информации;

- создание методических

рекомендаций для

использования данного проекта в практике работы дошкольного учреждения;

- презентация результатов

проектной деятельности для родителей;

- презентация результатов

проектной деятельности для

педагогов ДОУна

педагогическом совете.

8. Взаимодействие со специалистами и социальным окружением

        

9. Материально-технические ресурсы:

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ и группы:

 музыкальный зал, оборудованный и оснащенный различной

театральной продукцией; аудио и видео аппаратура, мультимедийный

проектор, ноутбук;

 групповое помещение – книжный и театральный уголки (костюмы,

театр разных видов, иллюстрации к сказкам и пр.);

 уголок для родителей - памятки, рекомендации, консультации,

выставки детского художественного творчества, фото выставки;

 музей «Чудесный мир волшебной сказки» .

10. Целевая аудитория:

Библиотека

Музыкальный руководитель

Инструктор по физическому воспитанию

Администрация ДОУ

Дети

Воспитатели

Учитель-логопед

Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические

комплекты по развитию речи, по сказкам, дополнительная и справочная

литература, программно-методические материалы, дидактические игры,

дидактический материал, интернет.

11. Презентация проекта

 представление содержания, обоснование процесса проектирования;

 анализ и оценка результатов проекта;

 определение перспектив дальнейшего развития проекта

2 этап: Практический

Планирование образовательной работы в рамках проекта

«Чудесный мир волшебной сказки».

Познавательное развитие

Прослушивание сказок в аудиозаписи.

Просмотр мультфильмов.

Работа в книжном уголке

Рассматривание иллюстраций.

Игры:

«Угадай, к какой сказке иллюстрация»,

«Узнай героя из сказки по описанию»,

«Опиши, чтобы узнали дети»

 Игра-викторина «Из какой сказки?»

Отгадывание загадок «Кто герой?».

 Видеосюжеты, презентации по сказкам.

Дидактические игры.

Настольно-печатные игры.

Пальчиковые игры.

Речевое развитие

Чтение сказок.

 Составление рассказов «Расскажи, что видишь на картинке».

«Хорошо-плохо» (ТРИЗ).

 Заучивание наизусть отрывков из сказок

 Беседы по сказкам

Художественно-эстетическое развитие

Выставка рассматривание книг

художников – иллюстраторов

Работа с фланелеграфом.

Рассматривание иллюстраций

 Е. Конашевича, В.Васнецова, В. Лагуты и др.

Лепка героев сказки «Мой любимый мультфильм» (коллективная работа) из пластилина.

Рисование на тему « Мой любимый сказочный герой», «Богатыри земли русской», «Сказочный дворец».

Рисование «Афиша для музыкальной сказки «Муха-цокотуха».

Работа в изо-уголке: раскраски сказочных героев, трафареты животных.

Постановка  музыкальной сказки «Муха-цокотуха» для мам.

Физическое развитие

 Физминутки

 Подвижные игры народов мира.

Подвижные игры и эстафеты.

Подвижные игры на темы русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

Спортивное развлечение «Русские Богатыри».

Социально-коммуникативное развитие

Показ детьми театра игрушек (отрывки) Игры-драматизации по русским народным  сказкам.

Игры с персонажами настольного, пальчикового театра.

Игра-драматизация сюжетов из сказки «Муха-цокотуха» К. Чуковского.

 Сюжетно-ролевые игры «Семья. Встречаем гостей», «Магазин подарков» (книги, открытки)

Пальчиковые игры (тема – животные).

Поэтапный план реализации проекта:

Первый этап (сентябрь 2018-декабрь 2019 учебный год) – поисковый

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта.

Родительское собрание

«Развитие речи детей посредством народных сказок»

Викторина «В гостях у сказки»

сентябрь 2018-декабрь 2019

Изучение метод литературы

Заинтересованность детей, родителей, педагогов темой проекта.

Второй этап (Январь-май 2019 учебный год) – реализация проекта

Систематизировать информацию, планировать совместную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Развивать творческие способности детей, умение строить художественный замысел, мелкую моторику рук, фантазию. Познакомить детей с историей возникновения сказки. Научить внимательно слушать и пересказывать сказки. Развивать интерес к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Проведение НОД: бесед, занятий  по  художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации)

январь- апрель 2019

Повышение интереса детей к сказкам народов мира. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности.

Третий этап (2014 – 2015 учебный год) – проведение экскурсии в мини-музее

Совершенствовать уровень накопленных знаний.

Проведение детьми экскурсии для воспитанников старшей группы в мини-музее «Чудесный мир волшебной сказки».

Май 2019г.

Применение полученных знаний на практике.

Развитие музейной культуры.

Взаимодействие с родителями

 Консультации, рекомендации по чтению, консультативные встречи по запросам, проектная деятельность, открытые занятия, досуги, праздники.

Участие:

-  в создании выставки детской литературы;

-  в изготовление книжек-малышек совместно с детьми;

-  в изготовлении костюмов для театрализованной деятельности

-  в создании разного вида театра, ширмы, кукол

- в открытом показе сюжетно-ролевой игры «Магазин подарков»;

- в создании мини-музея    «Чудесный мир волшебной сказки»;

- в акции «Дар души»

Взаимодействие с социальными партнерами

- городская детская библиотека : экскурсия «Путешествие в мир сказок»; выставка канижек-малышек.

- художественная школа «Весна»: участие в выставке «Творчество» по мотивам сказок;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  ПО ПРОЕКТУ

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

Сроки

1

Беседы с детьми на темы:

«Какие бывают сказки»

«Чему учит сказка?»

Творческое рассказывание «Придумывание конца сказки»

Рисование «Моя любимая сказка»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художествено-эстетическое развитие»

Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивать кругозор детей через знакомство со сказками.

Воспитывать любовь и уважение к культуре  русского народа.

Развивать эстетический вкус, творчество детей.

Ноябрь 2018

2

Беседа о зарубежных сказках

Лепка героев сказки «Мой любимый мультфильм» (коллективная работа) из пластилина.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Формировать интерес детей к традициям других народов, к их духовным ценностям.

Развивать кругозор детей через знакомство со сказками.

Воспитывать любовь и уважение к культуре  народов мира.

Развивать эстетический вкус, творчество детей.

Декабрь 2018

3

Беседа о русских народных сказках

Рисование «Сказочный дворец»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивать кругозор детей через знакомство со сказками.

Воспитывать любовь и уважение к культуре  русского народа.

Развивать эстетический вкус, творчество детей.

Январь 2019

4

Беседа о богатырях земли русской

Коллаж «Богатыри земли русской»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивать кругозор детей через знакомство с былинами, сказками.

Воспитывать чувство гордости за нашх героев. Развивать эстетический вкус, творчество детей.

Февраль 2019

5

Беседа об авторских сказках

Рисование афиши к музыкальной сказке «Муха-цокотуха»

К.Чуковского

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Формировать интерес детей к сказкам разных авторов, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивать кругозор детей через знакомство со сказками разных авторов.

Воспитывать любовь и уважение к художественной литературе.

Развивать эстетический вкус, творчество детей.

Март 2019

Ожидаемые результаты: 

  • Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу.
  • Развитие связной  речи детей.
  • Развитие творческих способностей детей во всех видах деятельности.
  • Приобщение детей к  художественной литературе.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности.

Конечный продукт проекта

-  создание выставки детской литературы;

-  создан мини-музей «Чудесный мир волшебной сказки» -  изготовлены книжки-малышки;

-  созданы разного вида театра, ширмы, куклы;

-  музыкальная сказка для родителей «Муха-цокотуха»;

-  спортивное развлечение «Богатыри земли русской»;

-  открытый показ сюжетно-ролевой  игры «Магазин подарков»;

-  участие в конкурсе «Дети читают и пишут стихи»;

-  выставки детских работ по сказкам;

-  участие в акции «Дар души».

Результаты работы над проектом

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка..

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

5. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Выводы и практическая значимость проекта

Вывод: подавляющее большинство детей проявили доброжелательное отношение к различным  сказкам  разных народов, как их национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и расширить словарный запас. Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть культурой как своего народа, так и народов других национальностей.

Используемая литература:

 Веракса Н.Е., От рождения до школы. Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования [Текст]/. - М,2010.

 Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. – М., 2006.

 Большева Т.В., Учимся по сказке [Текст] - СПб., 2001.

 Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками[Текст]/

Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.- М.,2010.

 Паршукова Г., В сказочной стране [Текст]., Дошкольное воспитание №3.-М.,-2008.

 Пашина Л., Сказка - ложь, да в ней намёк…[Текст], Дошкольное

воспитание №12.- М., - 2008.

 Ушакова О.С.Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010

 Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет. – М., 1997;

 Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей

«Чтение художественной литературы». – Воронеж, 2012.

 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М, 1991.

 Гербова В.В. Занятие по развитию речи в средней, старшей,

подготовительной группе детского сада. М., 1984.

 Малетина. Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. П., 2005 с. 57-82.

 Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. М., 1991.

 Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду. М., 2000.

 Сорокина А.И. Детские игры в детском саду. М., 1982.

 Селивестров В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

 Удальцова Е.И. Дидактические игры. М., 1963.

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи М., 1983.

 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе

детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов

ДОУ. - Воронеж:.,2007.

Приложение 1

Беседа на тему «Какие бывают сказки»

Цель: приобщение детей к культуре и традициям разных народов через знакомство со сказкой.

Задачи:

Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивать кругозор детей через знакомство со сказками.

Воспитывать любовь и уважение к культуре  русского народа.

Какие бывают сказки?

Литераторы выделяют 2 основных вида: народные и авторские. Фольклор передавался из уст в уста и пришел к нам из древности. А вот авторская сказка - это полноценное литературное произведение, написанное определенным человеком. Такие сказки относительно молоды. Тем не менее, часто они основываются на народном творчестве. Рассмотрим данные течения более подробно.

Народная сказка

Издревле сказания были способом отвлечься от тяжелых трудовых будней, скрасить долгий зимний вечер или монотонную работу, выразить свое отношение к жизни. Передаваясь из уст в уста, сказки трансформировались, обогащаясь новыми сюжетными линиями и героями.

Знакомясь с народным творчеством, можно заметить отчаянное желание справедливости. Здесь правда всегда победит кривду, разум одержит верх над глупостью, мужество и трудолюбие подчеркнуто превосходят лень и трусость. Древний фольклор позволяет полноценно ощутить связь с предками, приобщившись к истокам культуры.

Народные сказки бывают трех видов:

  • сказки про животных.

Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются ковулятивные – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик);

  • бытовые сказки.

В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира.;

  • волшебные сказки.

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил);

Животные испокон веков были неотъемлемой частью жизни человека.

Именно благодаря животным человечество выживает на протяжении своей многотысячной истории. Поэтому не удивительно, что четвероногие и пернатые очень часто встречаются в народных сказках. Звери могут являться единственными персонажами сказки, а могут соседствовать с человеком, причем на равных. Отличительной чертой является то, что действие происходит в реальном мире.

Волшебной называется сказка, действие которой перенесено в вымышленный мир.

Там действуют свои законы, отличные от земных. Такая небылица изобилует волшебными событиями и приключениями.  

Особенностью бытовой сказки является попытка отразить суть обыденной жизни и повседневного народного быта. Здесь обычно поднимаются социальные проблемы и осуждаются отрицательные человеческие качества. Тем не менее, в этих историях могут присутствовать элементы волшебной сказки. Как правило, здесь высмеиваются жадные попы, а в качестве героя выступает мужик или солдат, который обязательно выйдет победителем из всех передряг.

Литературная сказка

Что же такое авторская сказка? Это художественное произведение, написанное в прозаической или стихотворной форме. Сюжет может быть оригинальным, а может заимствоваться из фольклора.

Литературные сказки более разнообразны по сюжету, повествование более насыщено.

По жанрам литературные сказки:

  -    сказка о животных;

  -    волшебная сказка;

  -    новеллистическая сказка;

  -    анекдотическая сказка;

  -    небылица.

Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Х.К. Андерсен, братья Гримм, Е. Шварц, В. Бианки, Дж.Родари и многие другие замечательных авторы-сказочники.

Независимо от вида и жанра сказок, все они имеют объединяющее начало – добро. Поэтому читайте детям сказки, даже если вам кажется, что они уже давно вышли из этого возраста.

Творческое рассказывание по сюжетам сказок

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Сказки о животных

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

http://fs00.infourok.ru/images/doc/219/5918/1/img13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)

практическое знакомство с нужностью и важностью применения сказок в семейном воспитании....

Конспект тематического досугового мероприятия для детей и родителей “Сказка умница и прелесть”, как результата проекта «Волшебные сказки ».

Данный материал  может быть использован в старшей, подготовительной группах: на занятиях, в совместной деятельности в течении дня, в итоговом мероприятии или досуге.Для этого небходима предварите...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Сказка для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная сказка" из цикла занятий по пожарной безопасности

Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности...

Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке

Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре о...

Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Эти волшебные сказки"

Викторина по сказкам Чуковского проверит,как дети знают сказки великого сказочника.Дети отвечают на вопросы,читают стихи,играют....