Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
консультация по художественной литературе

Черепанова Анна Николаевна

Русские народные сказки.

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_literatura.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные сказки.

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

II младшая группа (3-4 года).

1.«Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);

2.«Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. Булатова);

3.«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);

4 «Теремок» (обр. Е. Чарушина);

5. «Снегурочка и лиса» (обр. Булатова);

6. «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбский);

7. «Лиса и заяц» (обр. В. Даль).

Деткам от 3 до 4 лет подойдут сказки более сложные. Также отдавайте предпочтение книгам красочным, ярким, большого формата, с большим числом иллюстраций. Также надо подбирать сказки, где главными героями являются животные и люди.

Для этого возраста, подойдут сказки с более обширным запасом слов, со сложным сюжетом. Желательно читать сказки со счастливым концом, и, конечно же, несущие идеи, которые взрослый хочет донести до своего ребенка.  Выбираем сказки, которые учат сочувствию, доброте, чтобы не происходило в сказке, в конце должно восторжествовать добро. 

Средняя группа (4-5 лет)

1. «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);

2.«Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);

3.«Лиса и козел» (обр. О. Капица;)

4.«Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;

5.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр.А.Н.Толстого);

6. «Жихарка» (обр.И.Карнауховой);

7. «Петушок и бобовое зернышко» (обр,О.Капица).

Средний дошкольный возраст (4 – 5лет)

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее. Но остаются и неизменные особенности: сказки, которые нужно читать детям должны по-прежнему иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты. Но есть и некоторые отличия. Сказки для детей данного возраста должны содержать определенную мораль, не обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом возрасте неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие вопросы у него возникли. Обязательно ответьте на все его вопросы и обращайте внимание на все, что его интересует. этом возрасте ребенок очень раним. Стоит выбирать добрые сказки, без жестокости, насилия, лжи. Прежде чем прочитать ребенку новую незнакомую книгу, стоит ознакомиться с ней самому.

Старшая группа (5-6 лет)

1.«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);

2.«Царевна – лягушка» (обр. Булатова);

3.«Заяц -хвастун» (обр.О.Капица);

4. «Финист – ясный сокол» ( рус.нар.сказка);😉[a]

5.«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);

6. «Сивка -бурка» ( обр.М.Булатова);

7. «Лиса и кувшин» (обр. О.Капица).

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Дети от 5 до 6 лет уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет.
Но надо учитывать, что дети старшего дошкольного возраста уже всё хорошо понимают, но мышление у них ещё конкретное, поэтому сказки должны быть с простым и конкретным сюжетом. А главными героями должны быть животные и люди, и даже волшебники и колдуны. В таком возрасте детям отлично подойду русские народные сказки. Дети 5-6 лет со всей серьезностью верят в то, что магия существует, а волшебники живут среди нас. В связи с этим, во избежание смешения реальности и вымысла, волшебные сказки стоит начать рассказывать детям примерно к 6 годам.

Подготовительная группа (6-7 лет)

  1. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
  2.  «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
  3. «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
  4.  «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
  5. «Снегурочка» (но народным сюжетам);
  6. «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
  7.  «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
  8. «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет).

К семи годам дети способны осмысливать многие произведения на уровне установления связей между внешними фактами. Ребенок проникает в эмоциональный подтекст, во внутренний смысл повествования. Важно пополнять литературный запас интересными сказками, развивать к ним интерес, тем самым воспитывая ребенка, способного испытывать сочувствие, сострадание к героям, отожествлять себя с персонажем, который полюбился, воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты. Необходимо побуждать ребенка рассказывать о своем отношении к конкретным поступкам сказочных персонажей, помогать понять скрытые мотивы героев. Воспитание должно происходить на добрых сказках, с хорошим финалом, без страшных событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"

Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"  Цели: Расширить знания учащихся о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать ра...

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...