Самоанализ НОД "Путешествие по сказкам "Спасём наш детский сад"
материал по художественной литературе (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

Самоанализ игры-путешествия по русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ НОД.37.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                        КОНСПЕКТ НОД.

Тема НОД: «Спасём наш детский сад». Путешествие (квест) по русским народным сказкам.

Тема в тематическом планировании по плану работы педагога:

Возраст детей/группа: 5 – 6 лет / старшая.

Выполнил: Иванова Наталья Витальевна, воспитатель, МБОУ «ЦО № 21».

Образовательная область (приоритетная): «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие»;

Виды деятельности: речевая, игровая,

познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Программное содержание:

Цель:  обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках;

Образовательные задачи:

•        обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;

•        формировать интерес к русскому народному творчеству;

•        познакомить детей со значением слов: «Яга, ухват, чугунок»;

Развивающие задачи:

•        развивать у детей мышление, внимание, память, речь;

•         развивать эмоционально-нравственную  сферу детей, морально-этические представления;

•        развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

•        развивать инициативу и умение действовать согласованно;

Воспитательные задачи:

•        вызывать у детей желание слушать и читать сказки;

•        воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;

•        воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

 

Подготовительный этап:

  • материально-техническое обеспечение: печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночки , портреты сказочных героинь,  мостик, речка, презентация, пазлы, раскраски.

  • предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.

2.  Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3.  Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".

5. Разгадывание загадок.

Методы и приемы:

Словесные:

беседа;        

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

сюрпризный момент

Наглядные:

демонстрация слайдов; рассматривание иллюстраций, предметов быта;

Практические:

решение проблемных ситуаций;

поисковые действия;

дидактические игры;

п/п

ЭТАПЫНОД

Ход НОД:

Технологии, методы, формы работы

Психолого-педагогические условия

Планируемые результаты (целевые ориентиры из образов. программы)

Время

Мотивационный этап

(создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности)

Дети заходят, становятся в круг.

Дети: Здравствуйте.        

– Здравствуйте, ребята.

- Хотите узнать, для чего вас позвали в музыкальный зал?

- Сегодня утром я вошла в группу и на полу, прямо под ногами нашла вот это (показываю). Это письмо.

- Посмотрите, какая некрасивая тёмная бумага, а какой ужасный почерк!  Это не слова, а самые настоящие   каракули! (это описание письма постараюсь получить от детей)

-  Прочитаем, о чём здесь написано?

Метод: словесный.

Форма: диалог с  элементами театрализации.

Создание условий для заинтересованности ребёнка.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

1 мин.

Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности ребенком, подбор средств)

           «И не ждали,  не гадали?

        Терем ваш  заколдовала.

        Унесла из сада краски,

        Чтоб не знали дети ласки!»

- А кто это так сделал? Добрый человек?

- Нет, не добрый, а злой.

- Давайте дальше прочитаем, чтобы  узнать, кто это.

«На ступе волшебной старуха летит.

Так быстро, что ветер за нею свистит!

Живёт она в сказочной, тёмной глуши!

Ты имя старухи назвать поспеши!»

- Кто это? (Баба Яга).

На  экране изображение Бабы-Яги.

- Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"?

- Нет.

- Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.

- И вот эта вредная старуха позавидовала нашему дому, нашему садику.

 - Ведь где живёт Баба-Яга?  (в тёмном лесу).

- Как называется её дом?  (избушка на курьих ножках).

- А наш общий  дом-сад  такой светлый, цветной, яркий, что она ночь не спала,  завидовала, колдовала и все краски у садика отняла.

 На экране  чёрно-белое изображение сада.

«Коли краски вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.»

- А краски она спрятала по сказкам. Сказки – это родина  Бабы-Яги. Она считает, что там вы ничего не знаете, ничего не найдёте, краски там пропадут и наш сад навечно останется тёмным, грустным, таким же, как и её избушка.

- Что же делать, как тут быть? (ответы детей)

 Метод: словесный,

наглядный.

 Приём:,

показ,

указания.

 Форма:

коллективная беседа,

Поддержка индивидуальности

Создание условий для совместного с детьми формулирования темы занятия.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей; отвечает по алгоритму, заданному воспитателем;

4 мин.

Исполнительский этап

- Нужно обязательно помочь.  А не страшно вам? Говорят, "Сам погибай, а друга выручай".

- Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Вы верите в волшебство?   Возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

«Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись».

Раздается волшебный звук.

- Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?

 - Что может помочь человеку, если он оказался в незнакомом месте?

- Это карта

. Воспитатель достаёт из передника карту. Рассматривает вместе с детьми.

- Смотрим, здесь цифры.

- Сперва  идем к цифре один.  Что там?

-  «Яблонька». 1-ая станция.

-  В каких сказках нам встречается яблоня?  («Иван-царевич и Серый волк», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка»)

- Кто из вас вспомнит описание яблоньки из «Крошечки-Хаврошечки»?  ( Яблочки на ней висят наливные, листочки шумят золотые, веточки гнутся серебряные).

- А это что?

- Корзина!

- А в корзине записка.

«Яблочки мои созрели,

Урожай пора собрать,

Тот, кто правильно ответит,

Будет яблочко срывать».

- Вспомните, кому и в каких сказках помогали яблонька или яблочко.

Яблонька, нам помоги, сказки эти покажи. (Называю ребёнка и он читает для детей заранее выученную загадку)

        

  1. По полям, лесам бежала,

        Братца милого искала:

        "Я его не сберегла,

        И сама найти должна."

                                               (Машенька, "Гуси-лебеди")

  1. Работать умела красиво и ловко,

          В деле любом проявляла сноровку,

          Хлебы пекла и скатерти ткала,

          Шила рубашки, узор вышивала,

          Лебедью белой в танце плыла…

           Кто мастерица эта была?

                                                  (Василиса Премудрая, "Царевна-лягушка").

  1. Так коровушку жалела,

        Мяса крошечки не съела.

        В сад воды носила,

        Яблоньку взрастила.

                                        (Хаврошечка из сказки"Крошечка-Хаврошечка").

 

  1. Красна девица грустна,

            Ей не нравится весна.

            Ей на солнце тяжко,

            Слёзы льёт, бедняжка!    (Снегурочка, «Снегурочка»).

Как только дети называют героиню, я ставлю её изображение перед ними на столе. Перед каждой стоит корзиночка.

- Вспомните, какие это девушки? Давайте по очереди, не перебивая друг друга, называть положительные черты характера этих сказочных героинь  и срывать с яблоньки по одному яблоку.

В записке так и написано:

        Про их характер говорите,

        В корзину яблочки кладите.

- Возле каждой героини карзиночка определённого цвета

   И у каждого из вас на груди прикреплена  цветная эмблема. Это я,  как настоящая помощница из сказки, вооружила вас красками для того, чтобы вы победили эту вредную старуху.

-  Разделитесь на команды и раскладывайте яблочки………

- Команда синей краски, какой была Машенька из сказки «Гуси-лебеди»?  (Смелая, отважная, храбрая).

- Команда жёлтой краски, какой была  Василиса-Премудрая?   (Умная, красивая, внимательная).

- Команда красной краски, как вы сможете описать Хаврошечку?   (Трудолюбивая, скромная, верная).

- Команда зелёной краски, а ваша  Снегурочка, какая она?  (Послушная, заботливая, ласковая).

Раздается волшебный звук

- Вот Молодцы!

Как много вы знаете, все яблоки собрали.

И с этим заданием справились.

- Получите первую краску.

 На каждой станции расположено изображение Бабы-Яги с определённой краской в руках.  После выполнения задания,  дети забирают у неё цветной круг и отдают воспитателю на хранение.  В  конце  занятия  ребята  выложат эти круги перед экраном  и вернут цвета в  детский  сад.

-А теперь скорее в путь.

Оглядитесь-ка вокруг.

Куда дальше мы пойдем?

 «Печка». 2-ая  станция.

- К печке ближе подойдем,

Все отыщем, все найдем.

- Что нам делать, где заданье искать?

- Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.

- Откуда начнем?

- Что под печкой?

- Дрова!

- Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там?  (ПОСУДА) Назовите эти предметы.

- Чугун, горшок, сковорода.

- А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?

- Ухватом.

- Кто хочет попробовать?

        (Достают, все пусто).

- Для чего нужна эта посуда?

- В чугуне - щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.

- Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?

- Предлагаю: один на ощупь узнаёт и всем загадку задает.

Словами из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь-ка, что там лежит.

Игра "Чудесный мешочек"

Ребенок опускает руку в мешок,  и нащупывает  тот  предмет, про который ему говорит другой ребёнок:

1. Дед бил-бил, не разбил,

Баба била-била, не разбила.

Воспитатель: Что это?

Яичко! Из сказки "Курочка Ряба".

2. Это ...  простая - Котова,

Это ...простая - Петина.

А это, не простая- точеная,

Ручка золоченая.

Никому ее не отдам.

- Ложка из сказки "Жихарка".

3. Пусти переночевать,

Я вас не потесню:

Сама лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

А ... под печку.

Скалочка, "Лисичка со скалочкой"

(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)

Раздается волшебный звук

- Молодцы, справились с этой задачей.

Получите вторую краску.

 Куда дальше идем?

- К речке!

 «Речка».  3-я станция.

- А каким образом нам через речку переправиться?

-  Перейти, переплыть, переправиться на лодке, по мостику.

-  Ой, ребята, смотрите! Что это?

По- моему, стройматериалы.

Как вы думаете, что из них  можно сделать?

Правильно, мостик.

- Глядите! Здесь что-то написано:

"Через речку перейдёте, если мостик соберёте,

На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте".        

1-я дощечка:  

Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки?

Например,

 Доброе слово лечит, злое – калечит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.        

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу – урок.

2 –я дощечка:

Назовите помощников главных героев  в сказках:

Серый волк.

Коровушка.

Печка.

Яблонька.

Молочная река кисельные берега.

Клубок.

Щука.

3- я дощечка:

Вспомните и назовите присказки:

И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

"По-щучьему веленью":

По-щучьему веленью,

По-моему хотенью....

Перешли, слышится треск, избушка поворачивается.

- Слышите?  Кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

"В темном лесу есть избушка"

Темный лес, - дети делают круговые движения перед собой.

В  лесу избушка – дети показывают руки вперед.

Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.

В той избушке есть старушка – грозят пальцем.

Страшная Яга  живет – грозят пальцем другой руки.

Нос крючком, - показывают пальчиком.

Глаза большие – показывают.      

Словно угольки горят- покачивают головой.

Ух, сердитая какая! – бег на месте.

Дыбом волосы стоят – руки вверх.

4 станция: «Собери сказку».

- Ну,  так и есть, смотрите: записка!

"Не стерпела, не смога,

Все картинки порвала.

Если соберете,

В сказки их вернете."

  На столе  четыре цветные тарелочки,  на которых лежат  разрезанные картинки.

- Посмотрите внимательно, к какой тарелочке вам надо подойти, она такого же цвета, как ваша эмблема. Поделитесь на группы и приступайте к выполнению задания.

  Дети собираю пазлы, называют получившиеся сказки. Получают последнее изображение краски.

- Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете.

 Не пора ли нам вернуться в детский сад?

(Звучит волшебная музыка)

Скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись!

 Дети с воспитателем подходят к экрану с чёрно-белым садом. Выкладывают свои цветные круги на стол перед экраном.

- Ой, смотрите - чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

- Мы вернули в наш сад краски!

- Спасибо вам, милые ребятки за то, что  вы так хорошо знаете сказки, смогли отыскать  в них  краски и вернуть их в наш мир, в наш сад помогли в книгу сказки вернуть.

 - Вы такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Методы: наглядный,

словесный.

Приёмы:

показ,

совместное выполнение.

Форма: коллективная (групповая) работа.

Методы:

словесный,

практический,

наглядный.

Приёмы:

рассматривание,

показ,

вопросы,

указания.

Форма:

коллективная (групповая) дидактическая игра.

 

Методы:

словесный,

практический.

Приёмы:

словесная инструкция,

показ,

повторение.

Форма:

коллективное (групповое)

упражнение.

Методы:

словесный,

практический, наглядный.

Приёмы:

объяснение,

показ.

Форма:

индивидуальная  игра.

Поддержка заинтересованности.

Поддержка инициативы, предоставление выбора.

Дети внимательно слушают инструкцию  воспитателя, повторяют движения;

Активно в группе и индивидуально выполняют задания;

Проявляет любознательность, интерес к познавательной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

Ребёнок игровое движение сопровождает речью и имитацией движений, соответствующих содержанию текста.

Проявляет любознательность; выполняет задание; способен к волевым усилиям; развита крупная и мелкая моторика.

20 мин.

Рефлексивный этап

(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

- Что вам понравилось делать?

- Какое задание показалось трудным?

- С каким злодеем мы сегодня боролись?

- Кто запомнил, почему Бабу-Ягу так называют?

У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.

- И мне эту старушку немного жалко. Может быть, она и стала такой вредной потому, что у неё никогда не было такого светлого, тёплого дома, как наш сад и таких хороших  товарищей как вы?

- Если вдруг в ком-то из вас проявится Баба-Яга, он начнёт вредничать и хулиганить, успокойте вашего друга, скажите ему хорошее слово и злая Баба-Яга исчезнет и станет вот такой, вполне симпатичной старушкой. У нас в саду она точно подобреет!

 На экране заключительный слайд с доброй  Бабой-Ягой.

Метод:

словесный.

Приёмы:

беседа,

вопросы.

Форма:

коллективная (групповая)

беседа.

Организация взаимодействия детей друг с другом

2 мин.

Перспективный этап

(выход на самостоятельную деятельность детей)

 

- Посмотрите, у меня для вас приготовлены  раскраски (лежат картинки) по сказкам, в которых мы сегодня побывали. Их  можно раскрасить и дома рассказать про наше путешествие  маме и папе, всем вашим близким людям.

        

Метод:

словесный.

Приёмы:

рассказ, беседа.

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация)

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей"Как организовать самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитаеля детского сада?"

Как старший воспитатель детского сада, наблюдаю не только интересные образовательные события, организованное специалистами и воспитателями детского сада, но и хочу слышать логически выстроенный, самок...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»...

Самоанализ деятельности филиала "Сказка" МБДОУ детского сада "Колокольчик"

Данный материал поможет старшим воспитателям в выборе методов, приемов и организации воспитательно - образовательной деятельности в дошкольном учреждении....

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Самоанализ деятельности воспитателя МБДОУ «ЦРР –детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» за период с 01.09.2020 по 31.05.2021 год.

Поставленные задачи достигнуты в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой. познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной , воспр...

Самоанализ деятельности воспитателя МБДОУ «ЦРР –детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» за период с 01.09.2022 по 31.05.2023 год.

Поставленные задачи достигнуты в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой. познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной , воспр...

Самоанализ деятельности воспитателя МБДОУ «ЦРР –детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» за период с 01.09.2021 по 31.05.2022 год.

Поставленные задачи достигнуты в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой. познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной , воспр...