Устное народное творчество - источник развития речи детей младшего дошкольного возраста.
консультация по художественной литературе (младшая группа)

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.   Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова, благодаря речи,  мы общаемся между собой, регулируем  свое поведение и деятельность. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что детская речь развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_-_istochnik_razvitiya_rechi.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Устное народное  творчество - источник развития речи

детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.   Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова, благодаря речи,  мы общаемся между собой, регулируем  свое поведение и деятельность. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что детская речь развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.   Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает ряд задач: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки   обучения  грамоте. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им  в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития детской речи является произведения устного народного творчества.   Еще великий русский педагог Константин  Дмитриевич  Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Педагог утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка. Василий  Александрович  Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Александра  Платоновна  Усова и Оксана Семёновна Ушакова едины в том, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Незатейливые по содержанию и простые по  форме произведения устного народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые и побуждают  к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. Они обогащают словарь, развивают  артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Напевность, ритмичность и звучность  вызывают  желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Дети учатся  выражать ту или иную интонацию: огорчение,  нежность и ласку. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в тоже время простой игрой. Этим они привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные  или созвучные слова. Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата.                                                       Считалка  - это рифмованный стишок, состоящий по большой части  из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма, она тесно связана с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Заучивание считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.                Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение  детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребёнку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления. Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Ребёнок вслушиваясь в потешки, овладевает  новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях.  В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. С помощью потешки развивается фонематический слух, так как они содержат звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Содержание многих потешек богато глаголами. И,  как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, например, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать потешку  про «кота», где однокоренные слова «котя», «котенька», «коток», или про  «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка – заинька», «серый – серенький» Такую потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко придумать продолжение потешки и разнообразить движения.  Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь.  Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к лучшему запоминанию текста, развитию воображения и активизации мыслительной деятельности малыша, способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп и формирует правильное произношение. Потешки можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать,  в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.  Сказки являются эффективным средством развития речи у малышей, поэтому педагогу необходимо активно использовать их в своей работе для решения следующих задач:

1.    развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

2.    обогащение словаря;

3.    развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;

4.    развитие представления об окружающем мире;

5.    воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

6.    побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности. 

Приемы, которые помогают понять содержание произведения:

1.Показ разных видов театра: настольного, пальчикового, бибабо.

2.Вопросы. Они должны быть разнородными. Одни вопросы помогают детям дать характеристику героям сказки. Например, зайчик какой? (слабый, доверчивый, наивный, добрый). Другие вопросы помогают понять идею произведения (Почему герой поступил так, правильно ли это). Так же необходимо задавать вопросы, помогающие детям понять особенности жанра (Почему это произведение называется сказкой? Что в ней является вымыслом? Какие волшебные предметы встречаются в сказке?)

3.Рассматривание иллюстраций. Воспитатель предлагает иллюстрацию с изображением обычного колобка и задает вопрос: «Таким был колобок в сказке? Почему нет? Каким должен быть сказочный колобок?».

4.Объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте.

     Чтобы работа по развитию речи  была живой, увлекательной, эффективной и,  главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и художественному слову,  необходимо,  применять разнообразные формы работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы по устному народному творчеству.

3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

 4.Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

5.Проговаривание  потешек.

6.Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из поколения в поколение, вносят разнообразие в жизнь ребѐнка, дарят ему радость. При общении с детьми очень важно активно использовать  все виды и формы устного народного творчества, так как они  развивают устную речь детей, влияют на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Литература:

1. Кулак Л.С Пестушки и потешки как малые жанры детского фольклора / Л.С. Кулак //Детский сад. Всё для воспитателя. – 2016. - №8 – С.33 – 37

2. Усова А.П Русское народное творчество детскому саду:книга для воспитателей детских садов /А.П.Усова. – Издание 3 –е. – Москва: Просвещение,1972. – 76.

3. Бахвалова Н.И Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор /Н.И.Бахвалова //Дошкольная педагогика. – 2008. - №8 – с.20 -23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

«Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.»

       Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Иначе говоря, как воспитывать малыша без колыбельных, прибаут...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...