Главные вкладки

    Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."
    статья по теме

    Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

               Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Иначе говоря, как воспитывать малыша без колыбельных, прибауток, песенок, скороговорок, как научить ребенка говорить, не употребляя в своей речи малые фольклорные формы? Вот и получается – кто нашел этот клад, воспользовался им не только сам, но и поделился с подрастающим поколением, то есть внес свою лепту в разностороннее речевое развитие ребенка, с малых лет научил его чутко воспринимать родной язык, понимать иносказательный смысл сказок, тот сохранил культуру русского народа. Издавна народное словотворчество передавалось из уст в уста и дошло до наших дней. Я помню, бабушка рассказывала моей дочке приговорки, песенки, прибаутки, которые я не встречала в печатных изданиях. До сих пор их помню. Потому что она их повторяла каждодневно и многократно. Дочь выросла, выучилась, а я благодарна старенькой бабушке, которая смогла привить ей любовь к родному слову, помогла тем самым развить память, воображение, мышление, желание самой читать книги.

             А ведь сейчас современные бабушки не знают ни колыбельных песенок, ни считалок, ни народных игр, что уже там говорить о родителях, которые вечно заняты. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот она отрешенность от воспитания и обучения своих детей. Представьте себе, если бы папа  научил свое чадо выбирать считалкой водящего в игре, поиграл с ним  в «Горелки», «Масленицу». Какие прекрасные и положительные эмоции получит сын или дочь. А  мама спела бы с малышом  красивые песенки, «колядки», колыбельные, рассказала бы прибаутку, докучную сказочку. Во всех этих фольклорных произведениях простой сюжет, но язык в них яркий, образный, хорошо запоминающийся.  

           Однажды сидела я с маленьким годовалым ребенком, он закапризничал, я его взяла за руки и пошла с ним водить хоровод, песенку хороводную припеваю, он и умолк, смотрит на меня заинтересованно и идет со мной по кругу. Вот вам и успокоительное, не надо никаких игрушек, уделите ребенку внимание, поиграйте с ним, спойте ему народную песенку, он вам будет благодарен. Дети требуют общения со взрослыми для их полноценного развития. А для речевого развития в полной мере достаточно выучить несколько потешек, песенок, прибауток. Ребенок это любит, ему нравится слушать повторяющиеся выражения, он их пробует проговорить вместе со взрослым, тем самым учится произносить звуки.

            Часто потешки, песенки сопровождаются показом действия пальцами, руками. Сначала дети смотрят, запоминают, затем выполняют действия вместе со взрослым. Им нравится играть с пальчиками, приговаривая потешку. В этих играх развивается мелкая моторика пальцев рук, запоминается фольклорное произведение, остается в памяти надолго.

            Я считаю, применение устного народного творчества в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста незаменимо ничем. Я работаю в детском саду воспитателем, мне нравится использовать малые фольклорные произведения в работе с детьми.

            В умывальной комнате не всегда  с удовольствием детям хочется умываться, начинаю приговаривать потешку, они к ней прислушиваются, повторяют вместе со мной и незаметно для себя  умываются. В каждом режимном моменте стараюсь применять фольклор. И ведь надо быстро, в короткий отрезок времени самой вспомнить подходящую присказку, приговорку. Тут и память взрослого развивается, работает. Вот она смекалка, вот оно развитие памяти.

           Как просто успокоить плачущего ребенка приговаривая: «Не плачь, не плачь – куплю калач, будешь плакать – куплю лапоть». Ребенок не понимает слов, он их не слышит, потому что расстроен, но он прислушивается к интонации, напевности и замолкает, а ты ему еще раз повторяешь потешку, тогда, вслушавшись в слова, он начинает осмысливать ее, спрашивать: «Где калач?», «Что такое лапоть?». Заинтересовав ребенка переводишь разговор на другую тему. Ребенок успокоился, можно объяснить ему смысл непонятных новых слов и выучить с ним потешку.

            С каким удовольствием дети слушают сказки. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. При рассказывании сказки, ребенок запоминает повторяющиеся диалоги, проговаривает их самостоятельно, поет песенку «Колобка», «Петушка», может сам рассказать отрывок из понравившейся сказки или всю сказку, которая является огромной сокровищницей русского языка.

             Я думаю, что не стоит  забывать  народные традиции, надо знакомить с ними своих детей. Дать им возможность полюбить устное народное творчество, язык которого близок к живой разговорной речи. Такую речь поймет любой малыш.

              Если ребенок с самого раннего возраста будет слышать произведения устного народного творчества – он научиться говорить свободно, правильно и красиво.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

    Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

    Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

    СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

    «Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.»

           Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Иначе говоря, как воспитывать малыша без колыбельных, прибаут...

    Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

    Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

    Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....

    Использование устного народного творчества в стимулировании речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественны...