Главные вкладки

    "Роль народного творчества в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста"
    статья (младшая группа)

    Самохвалова Александра Игоревна

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Экраны телевизоров, обложки детских книг и журналов заполонили мультяшные персонажи с сомнительной репутацией, которые становятся образцом для подражания дошкольников, в связи с этим наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа. Использование устного народного и декоративно - прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.

    Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_narodnogo_tvorchestva.docx800.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль народного творчества в воспитании и развитии

    детей младшего дошкольного возраста

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Экраны телевизоров, обложки детских книг и журналов заполонили мультяшные персонажи с сомнительной репутацией, которые становятся образцом для подражания дошкольников, в связи с этим наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа. Использование устного народного и декоративно - прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.

    Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.

    Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

    Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Мы вместе с детьми группу нашего детского сада, в которой есть мини-музей народного творчества, где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, произвело на них большое впечатление.

    Затем уже в нашей группе был создан волшебный уголок русских сказок  для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.

    ppgcPrOOKlg.jpgl4W8ydHOe8w.jpg_Vj7a3N7Nmk.jpg

    vf-1CWVK5D4.jpgc6X5_Eki8IU.jpg

    В разные режимные моменты использую фольклорные произведения:

    • во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;
    • во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;
    • во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...».

    Дети слушают колыбельные песни при укладывании на дневной сон, которые они постепенно запоминают, и сами потом поют своим куклам - «дочкам»: и про «кота - воркота» и про «гулей»…

    Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

    Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

    Пословицы и поговорки я использую в процессе повседневного общения с детьми:

    • подбадриваю робкого: «Смелость города берет»;
    • если ребенок ленится: «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
    • во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
    • во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
    • на прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами».

    Широко использую в своей деятельности загадки, как во время проведения НОД, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.

    Зимой белый, летом серый. ( Заяц)

    Ползун ползет, иголки везет. (Ёж)

    Мягкие лапки,

    А в лапках — царапки,

    Зелёные глаза —

    Всем мышам — гроза. (Кошка)

    Спереди — пятачок,

    Сзади — крючок,

    Посередине — спинка,

    На спинке — щетинка. (Свинья)

    Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается), например:

    • на заборе сидит, «Ку-ка-ре-ку» - кричит;

    или

    • под полом таится, кошки боится;

    или

    • маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки.

    Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают, осенью опадают».

    75v88sPAuVw.jpg

    Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.

    Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.

    Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела во взаимодействии с  родителями, а именно:

    • привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
    • ремонту атрибутов для кукольного театра;
    • привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);xkfck80nKss.jpg
    • неоднократно организовывала совместные выставки работ;
    • регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
    • проводила с родителями мастер-класс по изготовлению «Масленицы»

    Большую работу провела по развитию интереса к традициям русского народа через постановки разных русских народных сказок.

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

    njTKuQTQQLA.jpg-vCnQZXHi8A.jpgfs_kMABr3JQ.jpg

    Также мы с детьми играли в русские народные подвижные игры.

    Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства.

    Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. 

    Такой русский народный праздник как «Масленица» ежегодно проводится в нашем детском саду и стал уже традиционным и любимым для детей.

    Традиционно на празднике мы провожали Зиму и встречали Весну. Дети от души веселились: водили хоровод вокруг Масленицы,  играли в игру «Гори, гори ясно» и угощались блинами. В заключение они с удовольствием поедали вкусные и пышные блины, а затем с восторгом наблюдали за тем, как горит чучело Масленицы.9HRiWeUYeo0.jpgQ0JDqlK54fA.jpg_7sfjiLGtvk.jpg

    Результатами проведенной работы являются:

    1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

    2. Умение  играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

    3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках.

    6. Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

    7. Бережное отношение  к предметам быта, произведениям народного творчества

    Главная цель моей работы знакомить детей, начиная уже с младшего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и тогда, по моему мнению, в будущем наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.

    Список литературы.

    1. Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/Н.И. Бахвалова// Дошкольная педагогика – 2008. – №8. – С.20-24.
    2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-68.
    3. Баранцев А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр/А.Д. Баранцев – Калинин: Издательство «Тера Балтика» 1970. – 160 с.
    4. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.
    5. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т.Поштарева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.24-28.
    6. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина – Сп-б.: Детство-пресс, 2001. – 400с.
    7. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
    8. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Т.С.Комарова. – М.: АСТ, 2005 – 350 с.
    9. Пашина Л. Сказка – ложь, да в ней намек…/Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.
    10. Тихеева, Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

    Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....

    «Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.»

           Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Иначе говоря, как воспитывать малыша без колыбельных, прибаут...

    Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста

    Использование форм устного народного творчества для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

    Использование устного народного творчества в стимулировании речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественны...

    Роль русского фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста

    Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ре...

    Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Изменения в  социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проя...