Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Томилина Елена Викторовна

Изменения в  социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Томилина Е.В.

МБДОУ «ДС №384Гг. Челябинска»

Воспитатель высшей категории

Устное народное творчество в воспитании  и развитии детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит воспитание ребёнка как личности. Дошкольный период жизни ребёнка во многом зависит от нас, взрослых.  К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Изменения в  социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий

   Мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растёт, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

«Детство» — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» (Сухомлинский В.А.)

Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Оно включает в себя большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потекши, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

        Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишён окраски, образности. через устное народное творчество ребёнок  не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словестное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты». Поэтому по данной теме перед собой я поставила цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества и задачи: выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей, приобщить детей к  русскому фольклору, увлечь народными сюжетами, обогатить чувства детей, воображение и речь, воспитать чуткое отношение к народному творчеству.  Для решения поставленных задач я изучила методическую литературу, подобрала материал для работы с детьми, провела мониторинг,  составила перспективный план работы с детьми, создала , картотеки: «Русские народные игры», «Русские народные заклички», «Мирилки», «Считалки», «Народные пословицы поговорки», «Русские пословицы и поговорки на старинных открытках (эскизы), изготовила игры: «Отгадай сказку», «Растерянные буквы», «Чьи слова», «Лотерея загадок», лото «Собери пословицы»,». Настольный театр «Мороз Иванович

        Организуя воспитательный процесс, педагогические коллективы современных дошкольных образовательных учреждений активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время применяют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуют культурно-досуговую деятельность, в частности  развлечения с элементами спортивных состязаний или инсценирование  народной сказки; проводят дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявляют знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков и др.

Обобщая имеющийся опыт и современные достижения педагогической теории и практики по каждому из направлений воспитательно-образовательной работы, я  предлагаю нетрадиционные методы и  приемы воспитания дошкольников с помощью устного народного творчества, а также формы работы.

В процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества я использовала следующие формы, методы и приемы:

«Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Дошкольнику предлагается взять картинку и, не показывая и не называя её, описать характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

«Похож или не похож». Дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.

«Аудиоигра». Дети с определенным интервалом прослушивают в аудиозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей.

«Лотерея загадок» Игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать, определяется методом лотереи.

«Смешные нелепицы». Дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.

«Знаток народных пословиц и поговорок». Этот конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике.

«Составить правила к поговорке». Например: «В правде сила». Правила: -говори всегда правду; -не рассказывай тайну своего друга без его согласия; -не обращай свою вину на других; -помогай говорить правду своим близким; -учи говорить правду младших по возрасту.

«Найди лишнюю пословицу». Из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают ту, которая отражает несколько иную  идею, чем все остальные.

«Озорные буквы» Предлагается найти в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл. Например: Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум). На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

Словесно-дидактическая игра «Радио». Дошкольнику предлагается выполнить роль диктора и описать кого-нибудь из героев русских народных сказок. Остальные дети должны отгадать героя.

«Продолжи сказку». Детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои.

«Сказка от загадки». Дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры, гиперболы, которые имеются в тексте.

Моделирование сказок. Рассказывание сказки опираясь на модель рассказывания

Для решения задач физического воспитания целесообразно использовать такие формы, методы и приемы, как «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ» и пр.

«Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок и пр.) и содействует стимулированию двигательной активности дошкольников.

«Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и выполнять имитационные движения.

«Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, во время которого будет интересно встретиться с любимыми персонажами, научиться имитационным, мимическим и пантомимическим движениям, выучить считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

«Кто быстрее?». Конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр – поможет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

Социально-коммуникативного развитие детей старшего дошкольного возраста я осуществляла с помощью следующих методов и приёмов:

«Сложные ситуации». Дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных  экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.

«Словесный портрет». Предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и  объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.

 «Книга сказок»  Составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях.

 «Путешествие по маршруту добрых дел». Дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения.

«Волшебные слова». После просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания извинения и пр.

«Отгадай». Детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться.

«Изобрази пословицу с помощью пантомимы». Чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют.

«Уроки предков». Используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждают отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.

«Добрые советы». С дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах.

С целью познавательного развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, практиковала  «Неделю национальной культуры» или, во время которой детей знакомились с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучали устно-поэтическое творчество, традиции, обычаи народа, рассматривали изделия народных мастеров и др.

Знакомила детей с культурным наследием народов малой родины, природой родного края

Для закрепления знаний об окружающем мире я  использовала различные игры и упражнения.

«Путаница». Дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают карточки с изображением животного и складывают их в два ряда - справа диких животных, а слева - домашних животных.

«Вечер загадок». Дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди вещей расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют её. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданных в первом туре предметов.

«Определим пословицу по началу». Интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений.

Устное поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии также  активно использовалось  для художественно-эстетического развития старших дошкольников. Этому содействали следующие упражнения и игровые приемы:

«Нарисуй свою сказку». Дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке.

«Книга сказок». Составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях.  Для того чтобы объединить усилия работы с детьми, проводила следующие работы с родителями: разместила в приёмной  (папки-передвижки: «Фольклор в речевом развитии ребёнка», «Роль фольклора в развитии детей»), консультации: «Устное народное творчество в жизни дошкольника», «Русские народные игры дошкольникам», «Устное народное творчество в развитии речи ребёнка»,  «Чему учат загадки», «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников», составила  анкеты для родителей :«Приобщение детей к истокам русской культуры», разместила  памятки: «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций», провела  беседы на тему: « С ребёнком дома», «Основные задачи родителей по духовно-нравственному воспитанию детей»

Таким образом, устное поэтическое творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого человека. Использование его в педагогическом процессе дошкольного учреждения с целью воспитания старших дошкольников  возможно, если тщательно подобраны произведения устного народного поэтического творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы использования произведений устного поэтического творчества, как во время образовательной деятельности, так и вне её; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с народным творчеством и пр.

Я сделала вывод: устное народное творчество является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....

Устное народное творчество в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

     Современной педагогикой признана важная роль устного народного творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. это особый...