Устное народное творчество в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

       Современной педагогикой признана важная роль устного народного творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры.  Использование произведений УНТ в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svezhentseva_n_igra_1.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Свеженцева Н.Н., воспитатель

                                              ГБДОУ детский сад №23 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Устное народное творчество в игровой деятельности

 детей старшего дошкольного возраста

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его личности. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу», ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности.

На любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.  

       Современной педагогикой признана важная роль устного народного творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Оно включает в себя большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потекши, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств. Произведения УНТ имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

В воспитательном процессе,  мы активно используются  средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время используются разнообразные формы и методы работы: проводятся беседы, детям рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуется  культурно-досуговую деятельность (например, инсценирование  народной сказки), проводятся  дидактические игры,  викторины на знание народных сказок или игр и др.

В процессе НОД детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества педагогами  используются следующие  игры:

«Придумай загадку» Игра заключается в разгадывании и придумывании загадок.

 «Знаток народных пословиц и поговорок». Этот конкурс используется  для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике.

«Найди лишнюю пословицу». Из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают ту, которая отражает несколько иную  идею, чем все остальные.

«Озорные буквы» Предлагается найти в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл. Например: Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум). На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

 «Продолжи сказку». Детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои.

 «Книга сказок»  Составляется из детских рисунков с изображением главных героев.

«Коллаж из сказок». Позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

«Красна девица и добрый молодец». С целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматриваем иллюстрации .

«Волшебные слова». После просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом.

 «Отгадай». Детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться.

«Изобрази пословицу с помощью пантомимы». Чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют.

«Определим пословицу по началу». Интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений.

«Инсценировку сказки»  дети очень любят, с удовольствием играют и показывают младшим.

Устное народное творчество играет  большую роль в формировании личностной культуры каждого человека.  При работе с  детьми старшего дошкольного возраста важно правильно подобрать произведения УНТ , которые  способствовали бы формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру.

Литература:

  1. Психология игры. Сюзанна Миллер .Университетская книга.1999

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/02/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-vospitanii-i-razvitii-detey-starshego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка по использованию устного народного творчества в игровой деятельности с детьми младшего возраста

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. А игры с использованием УНТ легко вос...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...