Роль русского фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Баранова Наталья Владимировна

  Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.

воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать удожественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_russkogo_folklora.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                        Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                Детский сад №45 комбинированного вида

                                                 Приморского района Санкт – Петербурга

                           Роль русского фольклора в воспитании и развитии

                                детей младшего дошкольного возраста.

       Понятие  «фольклор»  в переводе с английского языка означает – народная мудрость.

В процессе общественного развития возникали различные формы и виды словесного творчества – фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь.

      Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребёнка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребёнка будет только позитивным.

      В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи, сказки? Они характеризуются богатством, наполненнос-тью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребёнка. Чем раньше начинаем знакомить малыша с фольклором, чем чаще станем это делать, тем больше шансов на то, что ребёнок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

     Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колы-бельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

      Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Дети хорошо воспри-нимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребёнка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

      Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребёнка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определённым нравственным нормам. Детский фольклор даёт нам возможность уже в раннем возрасте приобщать ребёнка к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способ-ность к овладению родной речью.

  Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя:

- сказки;

- пословицы и поговорки;

- потешки и пестушки;

- загадки;

- заклички и прибаутки, небылицы, зазывалки;

- считалки, скороговорки, чистоговорки;

- народные песни.

                                                       СКАЗКИ.

      Сказки делятся на группы: о животных, волшебные, бытовые, авантюрно-новеллистические, докучные. Среди них только сказки о животных и докучные могут без сомнения предложены детям. Сказка должна соответствовать возрасту ребёнка, быть небольшой по объёму, интересной по содер-жанию, динамичной и яркой.

      В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чём-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несёт определённую идею, обычно материализован-ную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. В ней – утверждение нравст-венного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе. А путём преодо-ления трудностей и борьбы со злом. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И, наоборот, воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Сказка имеет специфический языко-вой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний, содержится много метафор и образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

      Педагогические ценностные ориентации русской народной сказки сложились спонтанно, лучшие из них, передаваясь из уст в уста, отсортировывались временем. Время – показатель их педагогичес-кой значимости.

    Дети раннего возраста не видят противоречий реального и фантастического в рассказах взрослого:

- Ещё не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение;

- не дифференцируется фантастическое и реалистическое, так как отсутствует достаточный опыт знаний об окружающем мире;

- отсутствует достаточное умение анализировать ситуацию в мысленном плане, оперируя образами.

     Первые сказки для самых маленьких детей включают в себя элементы фантастики, которые не вступают в глубокое противоречие с фабулой произведения, близки к реальности («посадил дед репку..», «…снесла курочка яичко..», и т.п.). Нереально то, что животные говорят человеческими голосами, поступают как люди. Приём антропоморфизма обогащает сказку. В основе этих сказок лежат чисто бытовые сюжеты. Поняв одно «звено» сказки («Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.), малыш получает удовольствие от повторения однотипных отрезков, частично обогащённых новой информацией. Налицо принцип аутостимуляции на ориентировочной основе, гениально угаданный в народной дидактике. Этот принцип заложен в структуре сказок для самых маленьких, что и создаёт возможность повысить ориентировочную активность, интерес к восприятию и усвоению текста, повторению его. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен. Богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

                            ПОТЕШКИ, ДРАЗНИЛКИ, ПРИБАУТКИ.

      Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками..).

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор – эффективное средство, «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Некоторые из них можно инсценировать; при этом переда-вать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью.

      Родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своим ребёнком в «сороку-ворону, которая кашку варила» или в «ладушки-ладушки». Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребёнка, помогая ему таким образом ассоциировать свои действия со звуковым его со-провождением, налаживая связь между действиями и речью. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

                             КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСЕНКИ.

    С незапамятных времён в доме, где рождался ребёнок, под потолок подвешивали зыбку – колы-бель для младенца. Мать, мерно раскачивая её, выполняла какую-либо работу, напевая колыбель-ную своему ребёнку. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложе-ний. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.

                            ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

    Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

                            ЗАГАДКИ.

      Ещё одним интересным жанром фольклора являются загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение лаконично передавать образы предметов.

       Придумывание и отгадывание загадок оказывает сильное позитивное влияние на развитие речи ребёнка. Загадки обогащают детскую речь за счёт многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Яркие, конкретные. Красочные художественные образы загадок помогают ребёнку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают способность анализировать и логически мыслить.

      Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой.

  Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи.

Внимание слушателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравне-ния. Загадка учит ребёнка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Формируются основы теоретического творческого мышления.

                     ЗАКЛИЧКИ, СЧИТАЛКИ.

       Заклички – обращение к явлениям природы ( к солнцу, ветру. Дождю, снегу, радуге, деревьям).

      Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребёнка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Считалка помогает работать над звукопроизношением.

   Скороговорки и чистоговорки используются для выработки правильной, фонетически чистой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Программа по самообразованию "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

Через русские народные сказки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту....

Программа по самообразованию Тема : "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

"Роль народного творчества в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великоду...

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект...