«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Ирина Янталева

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО  речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

   Тема нашего исследования: «Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

    Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО  речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора. Что не только подтверждает современность выбранной темы, но и её актуальность.

     Цель нашего исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами различных форм фольклора

    Задачи исследования:

  • Изучить теоретический аспект речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  •  Выявить уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Определить, обосновать и экспериментально проверить эффективность методов при использовании различных форм фольклора в процессе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс использования малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста посредством.

Мы считаем, что речевое развитие детей младшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий:

- грамотная организация педагогического процесса через осуществление комплексного подхода к организации образовательной деятельности;

- процесс должен происходить не только в процессе НОД, но и в повседневной жизни детей;

- учтены возрастные особенности детей при подборе фольклора;

-организовано тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

 В теоретической части исследования рассмотрены труды педагогов и психологов, которые характеризуются неослабевающим вниманием к нему со стороны педагогов и психологов. Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н.Сорока-Росинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И. Капица, ЮГ.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп, И.П.Сахаров, ИМ. Снегирев, П.В.Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.    В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие).    

  Мы рассмотрели особенности речевого развития детей, выявили, что ребёнок на четвёртом году жизни умеет строить грамматически правильные предложения. Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствует улучшению у него звукопроизношения, речь становится внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно. Речевое дыхание удлиняется, голос приобретает нужный тембр, ребёнок уже может регулировать его громкость. Правильно произносить все звуки родного языка.

    Анализ современных образовательных программ дошкольного образования по организации работы по развитию речи дошкольников и требования ФГОС ДО способствовал определению основных задач развития речи младшего дошкольника. Мы пришли к выводу, что содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов, приемов обучения и материала по речевому развитию детей младших дошкольников. Нами было выявлено, что использование в работе с младшими дошкольниками малых фольклорных жанров, помогают воспитателю эффективно решать задачи речевого развития воспитанников.

Практическая часть исследования включала три этапа-констатирующий, формирующий и контрольный.

      Цель констатирующего этапа работы - выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа велась на базе МДОУ – детский сад комбинированного вида «Тополёк» р.п. Н. Майна с детьми младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни). В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей.  

     Диагностика с целью выявления уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста проводилась по методике Ушаковой О.С., данная диагностика соответствует программе детского сада и основной общеобразовательной программе, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком.

 Диагностическое исследование включало 5 заданий, направленных на выявление состояния звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи. Во время проведения диагностики мы отметили заинтересованность детей в процессе игровой деятельности, а также увлечённость игровыми приёмами. Воспитанники в большинстве своём используют в речи   простые конструкции предложений, состоящие из 2-3 фраз. Все предложения сводились к перечислению предметов, их свойств и действий, наблюдалась перестановка и сокращение слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных. Звукопроизношение значительно отстает от нормы. Словарь ограничен, отстает от нормы предметный, обиходный словарь, глагольный почти отсутствует. Грамматический строй речи не сформирован. При общении с детьми отмечалась их пассивность и безынициативность. Понимание речи носило ситуативный характер.

После проведения диагностики на констатирующем этапе мы произвели количественную и качественную обработку данных. Из таблицы видно, что детей с высоким уровнем нет, 6 детей имеют средний уровень, 6 детей находится на низком уровне.  Соответственно детей со средний и низким уровнем одинаковое количество и составляет по 50%.  

Для получения объективной оценки мы разделили детей на две группы (контрольную и экспериментальную), имеющих одинаковый показатель среднего и низкого уровня – по 3 ребёнка со средним и низким уровнем. Таким образом, констатирующий этап работы дал возможность провести качественный и количественный анализ уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста. Полученные данные показывают, что уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста находится в большинстве своём на критическом уровне и требуется дополнительная работа.

Исходя из данных теоретического этапа исследования и результатов констатирующего этапа, нами была определена цель формирующего этапа исследования: определить систему работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров. Работа на данном этапе исследования строилась только с воспитанниками экспериментальной группы.

кВажнейшей естественной средой в развитии детей является семья, поэтому мы организовали тесное сотрудничество с семьёй. Мы проводили консультации, разрабатывали рекомендации, памятки по речевому развитию детей по темам: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» «Речевое развитие современного ребенка», «Содержание, формы и методы развития речи детей посредством фольклора». Оформили книжку-копилки «Кто в домике живёт». В неё мы записывали потешки, поговорки, заклички, колыбельный и т.п., красочно их оформляли иллюстрациями.

 Следующим направлением в реализации формирующего этапа эксперимента стало пополнение предметно - развивающей среды с учетом федеральных государственных стандартов:

-сконструировали настольные театры: "Маша и медведь", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Колобок" и др. которые были закреплены за определённым пространством и могли переноситься в любой уголок группы и использоваться по назначению.

- изготовили ширмы, рамки, тканевые витражи для обеспечения вариативности развивающего пространства при организации фольклорных игр и театрализованной деятельности.

-составили картотеку по русским народным играм: "Утка и волк", "Молчанка", "Золотые ворота", "Птички", идр.

- собрана детская библиотека русских народных сказок, сундучок элементов костюмов, фототека колыбельных.

- подобраны наборы открыток,  к потешекам, прибауткам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

Чтобы работа была живой, увлекательной, эффективной  и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и  художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. С этой целью мы определили ежедневные виды деятельности по использованию фольклора в работе с детьми, которые отразили в циклограмме воспитателя:

  • Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).
  • Тематические беседы по устному народному творчеству.
  • Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
  • Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
  • Пение народных песенок, потешек.
  • Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

   Основываясь на требованиях ФГОС ДО мы самостоятельно разработали формы и определили направления совместной и самостоятельней деятельность детей при использовании устного народного творчества в развитии речи детей.

    Для реализации систематичности, последовательности решения задач речевого развития детей при использовании фольклора мы самостоятельно разработали перспективный план работы с воспитанниками, картотеку малых фольклорных форм, которую использовали в разные режимные моменты (одевание, умывание, питание и др).  

Использовали потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Для определения эффективности  проведённой работы  с  детьми младшего дошкольного возраста, нами  был  проведен  контрольный  этап на котором мы  использовали  ту  же  систему методик, что и на констатирующем этапе исследования. В ходе контрольного этапа исследования поставлена цель – определить действенность результативность проведённой работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора. Для реализации поставленной цели нами было повторно проведено диагностическое обследование по той же методике, что и на констатирующем этапе.

Для определения объективной оценки мы обследовали всех детей, т.е. детей контрольной и экспериментальной группы.

   Были получены следующие результаты:

    - у детей контрольной группы детей с высоким уровнем нет. Эти данные остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе. Показатели детей контрольной группы со среднем уровнем увеличились на 33,4% (2 ребёнка) и составили 83,4%. Показатели низкого уровня развития детей контрольной группы снизились на 33,4% (2 ребёнка) и составили 16,6%.

У детей экспериментальной группы высокий уровень на 33,2% (2 детей) и составил 33,2%. Показатели среднего уровня остались на том же уровне, разница незначительная 0,2% (3 детей) и составила 50,2%.  Показатели низкого уровня развития у детей экспериментальной группы снизилось на 16,6% (1 ребёнок) таким образом детей с низким уровнем нет. Детей контрольной группы с низким уровнем развития 33,4% (2 ребёнка) и составили 16,6%, см. таблицу  

     Анализ результатов до и после проведения исследования наглядно свидетельствует об эффективности использования фольклора в эффективности работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора значительно повышает результаты. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. количество детей со средним уровнем развития речи остался на том же уровне, появился высокий уровень. У 2 детей высокий уровень речевого развития; у 3 детей средний уровень, 1 ребёнок с низким уровнем развития речи не наблюдается. В процессе работы у детей экспериментальной группы повысился интерес к устному народному творчеству, улучшилось звукопроизношение, речь стала более четкой и правильной.

В первой главе изучены вопросы теории и практики развития речи по проблемам развития речи детей дошкольного возраста. Определено содержание развития речи у детей посредством произведений малых фольклорных жанров. Определено содержание методов развития речи детей посредством произведений малых фольклорных жанров детей младшего дошкольного возраста, с включением в нее средств художественной литературы и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы в процессе формирующей работы.

Во второй главе получены данные, которые подтвердили то, что устное народное творчество уже в младшем возрасте стимулирует речевую активность детей, их инициативность, обогащает и активизирует словарь, повышает звуковую культуру и грамматический строй речи.  К педагогическим условиям развития речи через фольклор можно отнести:

-  грамотный подбор фольклорного материала, направленного на развитие всех сторон речи ребёнка: звуковая культура речи, связная речи, грамматический строй речи, обогащение словаря, развитие речевого внимания и слухового внимания;

- соблюдение принципов, направленных на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста;

-создание разнообразных, многофункциональных условий для использования устного народного творчества в речевом развитии детей, пополнение игровой среды игрушками;

- грамотное распределение видов деятельности при использовании фольклора в режиме дня;

 - педагогическое просвещение родителей по организации речевого детей в домашних условиях при использовании фольклора.

Выдвинутая нами в ходе исследования гипотеза нашла сове подтверждение. Так, повышению уровня речевого развития детей удалось добиться при грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагал взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного проведения; учёте возрастных особенностей детей при подборе фольклора; тесном сотрудничестве с родителями воспитанников; обогащении развивающей среды.

Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы. Проведённое исследование показало значимость проблемы речевого развития младших дошкольников посредством фольклора.