Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития дошкольников воздействием жанрами фольклора.
Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокращая период адаптации;
2. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, сну и т.д.
3. Создать в группе радостное настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
4. Облегчить преодоление трудностей при решении образовательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста
Народ существует, пока существует его язык. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед детьми в произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его - пословицы, загадки, сказки - ребенок не только слышит, но и повторяет, усваивает их. Мои наблюдения вывели одну закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Если окружающие ребенка люди употребляют и пословицы, и поговорку, и прибаутку, и потешку, и загадку, то он охватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Народные выражения живы и значимы только тогда, когда, употребляются к месту и вовремя.
Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития дошкольников воздействием жанрами фольклора.
Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокращая период адаптации;
2. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, сну и т.д.
3. Создать в группе радостное настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
4. Облегчить преодоление трудностей при решении образовательных задач.
При встрече с ребенком, пришедшим в детский сад после болезни, я встречаю его со словами «Ясный месяц появился», или «Красно солнышко засияло». Стараюсь говорить это просто и в тоже время эмоционально, чтобы ребенок почувствовал, что его здесь любят, ждут и рады его приходу. Новые знания об истоках, формах русского фольклора стараюсь почерпнуть из литературы. Формы и способы подачи новой информации использую самые разнообразные. Это и беседы, и участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивании е народной музыки. В работе для меня важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени в использовании народных песен, закличек и т.д.
Эту тему в своей работе я выбрала не случайно. С детства я слышала напевы, песенки, прибаутки, пословицы и поговорки. Под сказки бабушк, я засыпала. Мне часто приходилось слушать, рассказы стариков о разных праздниках и обычаях. Все это мне родное и близкое.
С устным народным творчеством я начала знакомить детей с первой младшей группы. В этом возрасте песенки и потешки, являются самыми распространенными и действенным жанром. Особое место уделяется колыбельной песне. Колыбельную песню считают началом народной педагогики. Звук родного языка, слово материнское может все - и утешить, и пожалеет, и сделает счастливым. Встречает его малыш еще в колыбельной песне. Слово материнское, еще совсем маленьких завораживает, убаюкивает, и все дневные, непонятные огромные впечатления превращаются в тихую, певучую сказку, а с ней радостнее жить. В колыбельных песнях поет душа, душа нашего народа. Каждое слово этих песен заветное и передавалось из рода, из поколения в поколение.
Знакомя детей с различными потешками, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации. Предлагая детям песенку, потешку, прибаутку, использую музыкальное сопровождение. Это позволяет подчеркнуть характер потешки и исполнить ее в разном темпе и ритме. Дети очень четко реагируют на интонацию, мимику и жесты, поэтому, чтобы взволновать детей, захватить их воображение, стараюсь рассказать так, словно сама являюсь участником событий. Использование наглядного материала на остроту впечатлений ребенка помогает мне в работе. После таких коротких обыгрываний малыши быстро запоминают песенки, потешки.
Народные подвижные игры, включенные в организованную деятельность, закрепляют основные движения:
• бег - «Кошки - мышки», «Лошадки»
• ходьба - «Ножки на дорожках», «Пузырь»
• прыжки - «Птички в гнезде»
• игры с мячом - «Зайчики»
• игры - хороводы - «Каравай», «Заинька, походи». Народные игры интересны детям, они с удовольствием организуют их самостоятельно («Гуси - гуси», «У медведя во бору»), а это способствует повышению двигательной активности на прогулке.
Дальнейшее внимание я уделяю в своей работе народным праздникам. Почти каждый праздник связан с приметами или обычаями. Если эти приметы относятся к наблюдениям в природе, то я стараюсь подчеркнуть и записать, чтобы потом использовать в работе. Такие праздники, как Рождество Христово, Масленица, Новый год отмечаются у нас в садике в старших группах. Малыши же являются наблюдателями или принимают участие в них. Так после проведения непосредственно образовательной деятельности «Масленица» (1-я младшая группа) выйдя на улицу, стали сначала наблюдателями проведения праздника, а потом участниками. Водили хоровод, а в конце каждый" привязал к кукле ленточки - пожелания и, как взрослые, приговаривали: « Масленица, уходи - боль (хворь) мою уноси».
Дети с удовольствием участвуют и в праздниках. Участие в них помогает детям почувствовать вкус к народной песне, незатейливому народному русскому юмору, народным традициям. Как важны такие праздники для детей, именно здесь ясно ощущается взаимосвязь пошлого и настоящего, любовь к Родине, своему народу, его обычаям и традициям.
Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки.
Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-499743-1422546212.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"
Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....
Использование фольклора в развитии движений у детей младшего дошкольного возраста
Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые. Для поддержания интереса детей к занятиям физической...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124969-1552244062.jpg)
Роль русского фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1022611-1585303650.jpg)
Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1022611-1585303650.jpg)
Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1022611-1585303650.jpg)
Спортивно- интегрированное занятие по проекту " Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста", "По страницам сказок"
Развитие у детей младшего дошкольного возраста двигательной активности, развитие личных качеств таких как выдержка, смелость, решительность, умение играть сообща....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322214-1615883889.jpg)
Использование фольклора как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
Использование фольклора как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Шадрина Ирина Николаевна, воспитатель...