Омские писатели и поэты детям
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Вагнер Елена Владимировна

НОД проводилась как итоговое мероприятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omskie_pisateli_i_poety.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Омские писатели и поэты детям

Цель: познакомить детей с творчеством омских поэтов, писателей, художников.

Задачи:

Образовательные: 

- формировать эстетическое чувство посредством чтения поэтических и слушания музыкальных произведений;

- продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей, поэтов и художников;

Развивающие:

- развивать творчество, познавательный и читательский интерес; 

- развивать творческое воображение, мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные:

- формировать интерес к детской литературе.;

- воспитывать у детей чувство прекрасного, через произведения художников, поэтов, писателей.

Ребята, я каждое утро перед работой пью кофе и просматриваю новости на ноутбуке. Сегодня, как обычно, я включила свой ноутбук и увидела вот такую страничку с кроссвордом. Я очень удивилась, попыталась очистить страничку, но не вышло. Принесла его с собой, может, вы мне что-нибудь подскажете?

КРОССВОРД «ОМСКИЕ ЗАГАДКИ»

Отгадайте загадки омских писателей и впишите ответы в клеточки кроссворда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают разные варианты. Выбираем вариант – позвонить мастеру по ремонту компьютеров. Звоним, мастер предлагает на выбор 2 варианта:

1 вариант – мастер приезжает, устанавливает новую программу. Компьютер начнет работать, но все данные (включая фотографии, документы) будут уничтожены. И эта работа займет целый день.

Или 2 вариант - разгадать кроссворд, и скорее всего, компьютер начнет работать сам.

Ребята, какой вариант мы выберем? Кроссворд называется «Омские загадки», потому что загадки к этому кроссворду написали омские писатели.

1 загадка - Взять цветок я захотел,

                   Он вспорхнул и улетел (бабочка)

2 загадка - От него нельзя укрыться,

                   Лезет в окна, лезет в дверь.

                   Он летает, но не птица,

                   Он кусает, но не зверь (ветер)

3 загадка - Ему лишь стоит подмигнуть,

                   Чтоб указать прохожим путь (светофор)

По мере отгадывания загадок, педагог накладывает на кроссворд на доске слова.

Ребята, вы отгадали правильно 3 загадки. Автор всех трех загадок – омский поэт Александр Степанович Распопин. Он родился на самом севере Омской области, где в лесах много волков и медведей. Послушайте стихотворение о встрече с медведем (читает взрослый).

Встреча с медведем
Овсы помяты за Большим увалом.
Обобраны метелки-колоски…
Когда мне было десять лет без мала,
Тогда его я встретил у реки.
В малиннике вслепую шли друг к другу,
Увлекшись спелым лакомством, и вдруг…
Не помню, что я вскрикнул сперепугу,
Но мишке передался мой испуг.
Он рявкнул, а я пулей, без оглядки…
И до сих пор тот рев в моих ушах…
Вот тут я в первый раз узнал, как в пятки
Срывается струхнувшая душа.

Первые стихи он написал в школе. Александр Степанович работал учителем истории и музыки в сельских школах. Больше всего он писал для детей, о детях и о природе.

Следующая загадка - Шубу сшил себе зверек,

                                     Иглы – вдоль и поперек (ёжик).

Номер 5 - Из волшебного ларца

                  Кинофильмы без конца (телевизор).

Загадка № 6 - Все люди дивятся, как счастливы мы:

                        В ладонях дымятся кусочки зимы! (мороженое)

Еще 3 загадки вы отгадали. Автор этих трех загадок другой омский поэт – Николай Тихонович Башкатов. Он родился в деревне Омской области. Через несколько лет семья переехала в г. Омск. После школы работал техником и автослесарем, служил в армии. Писать стихи начал уже взрослым. Послушайте несколько стихотворений этого поэта (одно читает подготовленный ребенок, остальные – педагог).

Снеговик

Снег сегодня влажный, хлипкий,

Лепим мы снеговика.

Всюду шутки, смех, улыбки,

Стынут руки и бока.

Я бегу домой оттаять

По сугробам, напрямик.

Дверь сестрёнка открывает:

- Проходите, снеговик.

Приход весны

День длиннее, солнце выше,

От тепла его лучей

Все сосульки с нашей крыши

Устремляются в ручей.

Вьётся тоненькой мерёжкой

Над завалинкой парок,

И весна босою ножкой

Наступает на порог.

Водолаз

Обновлял сапожки -

Промочил в них ножки.

Были лужи - глубоки,

Голенища - коротки.

Только я не верил,

Лужи все промерил.

Николай Башкатов писал не только стихи. Также он писал рассказы, загадки, каламбуры и даже считалки.

Раз арбуз, два арбуз,

Куча семечек для бус.

Угощаю ими друга:

Выходи, дружок, из круга!

Ребята, давайте выучить эту замечательную считалку и поиграем в подвижную игру «Дударь».

Ход игры: водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.

Игровой текст:

• «Дударь, дударь, дударище,

• Старый, старый, старичище,

• Его во колоду, его во сырую,

• Дударь, дударь,

Что болит?» - «Голова!»

Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».

Давайте дальше отгадывать загадки.

7. Две антенки на макушке,

    А сама сидит в избушке.

    На себе ее везет,

    По соломинке ползет (улитка)

8. Следующая загадка непростая –

    В тихом домике, на ветке,

    От дождя укрылись детки.

    В тесных горенках сидят,

    Из-под ставенок глядят (орешки)

Под № 9 - Пять ступенек – лесенка,

                  На ступеньках – песенка (ноты)

Жил в нашем городе замечательный человек - Тимофей Максимович Белозеров. Он умел видеть мир ярким, удивительным, всегда новым. В его книгах лирические стихи о природе, весёлые стихи, шутки, небылицы, загадки, считалки, скороговорки. Отличительная черта Тимофея Белозерова – наблюдательность. Белозеров – автор более 60 детских книг. Самые известные «Журавкин праздник», «Лесной плакунчик», «Зимушка-зима», «Карасик». За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награжден медалями. Послушайте, как сам Тимофей Белозеров читает свои стихи (аудиозапись).

Физминутка

А теперь, ребята, встали. 
Быстро руки вверх подняли, 
В стороны, вперёд, назад. 
Повернулись влево, вправо, 
Тихо сели… 
Вновь за дело.

А вот еще одна загадка:

Отгадать, мой друг, попробуй,

Что за белые сугробы

Над рекой, над лугом

Ходят друг за другом? (облака)

Эту загадку придумала Четверикова Татьяна Георгиевна. Она родилась и выросла в Омске. Стихи придумывала еще в детском саду. Пишет обо всем, что составляет жизнь человека: о природе, любви, человеческих отношениях. У Татьяны Четвериковой вышло тринадцать поэтических книг. Детям адресованы несколько сказок, веселые стихи, стихотворные загадки.

Осталась у нас последняя загадка:

Одна для другой –

Домик родной.

Все дружно живут.

Как их зовут? (матрешка)

Автор этой загадки – омская поэтесса Маргарита Федоровна Удовиченко. По профессии учитель. Стихи пишет с детства. Стала сочинять сказки, стихи, загадки для своих внуков. Послушайте одно из ее стихотворений, которое прочитает Глеб.

     Если б в городе я жил

Если б в городе я жил,
Каждый день бы в цирк ходил,
Из чудесных автоматов
Лимонад холодный пил.
Но тогда бы не купался,
Рыбу в речке не ловил.
И с друзьями за грибами
По утрам бы не ходил.
И ни разу б не услышал
Я кукушкино «ку-ку...»
Нет, уехать из деревни
Я, пожалуй, не смогу.

Я радуюсь

Я радуюсь галкам,
Кричащим в саду.
Лягушкам глазастым
В зелёном пруду.
Кудрявым и белым,
Как снег, облакам.
За лето отросшим
У тёлки рогам.
Молоденьким уткам
На нашем дворе.
Сердитому Бобке
В его конуре.
Тому, что я утром
Ранёхонько встану,
Тому, что назавтра
Я школьницей стану.

Смотрите, ребята, вы разгадали весь кроссворд. Сейчас проверим, правильно ли мы это сделали (в ноутбуке появляется кроссворд с вписанными отгадками). Кроссворд разгадан правильно и ноутбук работает. Большое спасибо, ребята, за помощь. В современном мире ноутбук - незаменимый помощник. Какие поэты загадывали нам загадки?

Омск славится не только поэтами и писателями, но и художниками, а чтобы познакомиться с их творчеством поиграем в игру «Разрезные картинки»? Разбейтесь на пары и выберите по 1 конверту на двоих (дети, стоя у столов, собирают картинки).  Что же у вас получилось? (картины художников). Чтобы узнать имена художников найдите свою картинку и прочитайте. Это картины омских художников (рассматриваем картины, говорим название и фамилию художника).

Мы живём в замечательном сибирском крае. Наше Прииртышье красиво и интересно. Красоту нашей природы показывают в своих стихах и сказках наши омские поэты и писатели. Омские художники пишут картины. Большинство их произведений посвящено сибирской природе, детству. Все они очень любят свой край, и ведут нас на берег озера, зовут прокатиться по реке, заглянуть в таёжный уголок, и везде нас ждут красота и сказка. В каждом произведении омских поэтов и художников звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой.

Что вам понравилось больше всего? О чем мы беседовали? Что вызвало у вас затруднение, а что наоборот было легко? О каких омских художниках, поэтах с которыми мы сегодня познакомились, вы расскажете дома своим папам и мамам?

Какое настроение осталось у вас после занятия? Вот с таким настроением мы и продолжим наш с вами день. Мы не успели поговорить об омских композиторах, это станет темой нашей следующей встречи. Послушайте «Омский вальс» (музыка Вячеслав Косач, стихи Михаил Сильванович) и, если вы не сможете усидеть на месте, пригласите наших гостей повальсировать под звуки «Омского вальса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Любимые детские писатели и поэты детям". В старшей группе.

Непосредственно-определенная деятельность в старшей группе: "Коммуникация". "Путешествие по  знакомым  сказкам и рассказам".  Ход мероприятия:I частьЗвучит песня:» Детская пр...

Презентация в старшей группе по теме: "Любимые детские писатели и поэты детям".

Непосредственно-определенная деятельность "Коммуникация". " Путешествие по знакомым нам произведениям" . Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с творчиством писателей, закреплять знания. получ...

Презентация "Литературная гостиная. "Курские писатели и поэты детям"

В презентации вы познакомитесь с известными людьми Курского края....

Писатели и поэты детям

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем. Знакомство с литературой начинается у каждого ребенка со сказок.В проекте познакомим детей с творчеством детских поэ...

Альбом "Зарубежные писатели и поэты детям"

В альбоме "Зарубежные писатели и поэты детям" собраны портреты и краткая биография поэтов и писателей....

«Читаем детям» Произведения поэтов и писателей России для детей 2-3 лет.

Произведения поэтов и писателей России для детей 2-3 лет. Материал предназначен для родителей малышей 2-3 летнего возраста....