Анализ текста авторской сказки "Серая Шейка"
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Захарова Ольга Николаевна

Материал для подготовки а занятию по художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_skazki_seraya_sheyka.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ авторской сказки «Серая Шейка» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

История создания произведения

Сказка «Серая Шейка» вошла в книгу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки». Дочь писателя Елена родилась тяжело больной. Ее мать умерла при родах. Писатель заботился о дочери и через два года после ее рождения начал писать для нее сказки. «Аленушкины сказки» Мамин - Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка – ее написала сама любовь, и потому она переживет все остальное».

В первом варианте сказка заканчивалась гибелью Серой Шейки. Но затем писатель изменил финал.

Жанр и особенности произведения

Произведение написано в жанре авторской сказки. Особенности авторской сказки в отличие от народной: у сказки есть автор и дата создания; текст может быть изменен только автором; сказка обычно имеет больший объем по сравнению с народной

Повествование ведется от третьего лица.

Главные герои

  • Серая Шейка – молодая уточка со сломанным крылом, добрая и наивная.
  • Лиса – злая, коварная, очень терпеливая хищница.
  • Заяц – веселый, но трусливый и беззащитный, друг Серой Шейки.
  • Селезень и Утка – родители Серой Шейки.
  • Охотник – добрый старик, пожалевший уточку.

Аннотация

Стая уток улетает зимовать на юг. Но маленькая уточка Серая Шейка должна остаться. Лиса перекусила ей крыло, поэтому она не может летать. После отлета птиц Серая Шейка спасается в полынье, которая постепенно замерзает. Единственным ее товарищем становится заяц. Когда лиса почти схватила утку, заяц приводит к полынье старика-охотника, и тот прогоняет лису. Он спасает Серую Шейку от неминуемой гибели и забирает к себе домой.

Сюжет

С наступлением осени перелетные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло уточке Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери, и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.

Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным ее товарищем оказался трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой, и не подплыла к ней.

Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала еще больше ее остерегаться. С каждым днем мороз все больше крепчал, и река все сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепим стал лед, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.

Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел рыжую пушистую Лису, и выстрелил в нее. Когда же он подбежал к полынье, то увидел вместо Лисы Серую Шейку. Она рассказала Охотнику о своем горе, и тот пожалел ее. Охотник забрал с собой беспомощную уточку и принес домой, к внукам.

План сказки «Серая Шейка»

  1. Перелетные птицы готовятся к полету.
  2. Серая Шейка остается в одиночестве.
  3. Знакомство с Зайцем.
  4. Появление коварной Лисы.
  5. Полынья замерзает.
  6. Старый охотник в лесу.
  7. Спасение Серой Шейки.

Главная мысль

Друг всегда придет на помощь, ведь дружба — это сила.

Сказка учит никогда не отчаиваться, не сдаваться, бороться до конца, верить в лучшее, быть оптимистом, верным другом, поддерживать друга в любой беде.

Пословицы

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Что понравилось

Понравилось, что, несмотря на все трудности, уточка не стала добычей коварной лисы, которая терпеливо поджидала свою добычу. Добро и справедливость победили, и это главное

Новые слова и выражения

Полынья — незамерзающий участок воды.

Селезень — муж утки.

Верста — старинная мера длины.

Вопросы по содержанию сказки

  1. Кто является главной героиней сказки «Серая шейка»?
  2. Какое расстояние необходимо пролететь перелетным птицам?
  3. Почему Серая шейка не улетела осенью на юг?
  4. Как Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к Серой Шейке?
  5. Кто стал другом Серой шейки?
  6. Почему лиса не смогла съесть Серую шейку сразу же, как только началась зима и речка стала замерзать?  
  7. Серая Шейка была рада приходу зимы? Какие чувства она испытывала?
  8. А как встретила зиму лиса?
  9. Как Лиса пытается вызвать Серую Шейку на берег?
  10. Как автор относится к Серой Шейке? Как автор ее называет?
  11. Как изменилось поведение Лисы, когда полынья уже почти замерзла?
  12. Как Заяц отнесся к поступку Лисы?
  13. Как Заяц относился к Уточке?
  14. Кто спас Серую шейку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ТЕКСТА

опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой...

Нам открыты все пути. Литературный текст авторской песни для выпускников детского сада.

Нам открыты все пути. Литературный текст авторской песни для выпускников детского сада.Автор- разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы,  руководитель клуба «Моя семья» МБДО...

Нотный текст авторской песни "Әлли-бәлли, былбылым" муз. Р.Закировой, сл. Г.Афзала,рус.перевод Ф.Ахмадуллиной

Дата создания  -  2008 год. В 2013 году этот  песня была представлена в номинации "Новая песня "  IIМеждународного фестиваля - конкурса "Дорога звезд", г. Казань....

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста, текст авторский

Данный материал рекомендован для использования в постановке детских спектаклей музыкальнымм руководителями, воспитателями...

Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­...

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

НОД открытого занятия по речевому развитию "Сравнительный анализ текста. Медведь"

НОД открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сравнительный анализ текста. Медведь"...