Творческая мастерская « Сказочные россыпи»
проект по художественной литературе

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_skazochnye_rossypi.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая  мастерская

« Сказочные россыпи»

Пояснительная записка.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким развитием познавательных способностей. В своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления: развитие воображения; развитие мышления; развитие творческой личности; формирование культуры общения, поведения, чувств.

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.

Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую,  не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки.  Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

Исключительно важную роль в речевом, личностном, в том числе коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, и особенно сказки. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка - самый любимый ребенком литературный жанр. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В сказках дети впервые испытывают, как бы на себе, храбрость, стойкость, добро, милосердие, зло, черствость, жестокость… К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» писал, что «..сказки для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а настоящий, очень насущный и питательный хлеб….ибо так устроен ребенок, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего при непосредстве фантастики» Неудивительно, что ребенок и сам пытается сочинять.

Слушание и сочинение сказки, «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность». В.А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.

Зачем же нужно учить ребенка сочинять и рассказывать сказки? Современный ребенок растет в очень реалистичном мире, в котором его интуитивные, часто невербализируемые представления, догадки остаются неразвитыми. Фантазию ребенка необходимо развивать с раннего возраста. Функция воображения человека состоит, прежде всего, в предсказании продуктов деятельности, в планировании предстоящих ситуаций. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности, то есть способностью порождать необычные идеи, отклонения от традиционных схем мышления. Кроме этого, сочинение сказки помогает сформировать мотивацию познавательной деятельности, так как отвечает внутренней потребности ребенка дошкольного возраста. А, как и любая другая деятельность, деятельность мышления всегда вызвана какими – то потребностями личности.

Практика показывает, что дети чаще испытывают затруднения в выражении своих мыслей, не умеют говорить перед аудиторией. Овладение связными формами высказываний - процесс длительный, требующий умелого воздействия и руководства, ведь необходимо формировать способность не только связно и красиво высказываться, но и ориентироваться на слушателя. Сказка здесь приходит на помощь. Ведь рассказывая сказку перед слушателями, «записывая» (рисуя) её на листе бумаги, ребенок учится связно и понятно выражать свои мысли.

В освоении детьми монологической речи очень эффективным является метод «сочинительства» (придумывания сказки). Сочинение сказки позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка, повышать свой статус среди сверстников.

Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью использования художественной литературы подрастающим поколением как основного источника для развития и воспитания.

Цель творческой мастерской: подвести дошкольников к самостоятельному словесному творчеству и сочинению собственных сказок; развивать креативность и самостоятельность в процессе составления текстов сказочного содержания.

Задачи:

1. Формировать умение создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развивать словесное творчество на основе художественного воображения ребенка с использованием всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).

3. Развивать способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

4. Воспитывать у дошкольников познавательный интерес и любовь к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.

5.Познакомить детей с основами книгоиздательской деятельности.

Этапы

-Первый этап: организационно-подготовительный.

Экскурсия в библиотеку. Беседы.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения письменности, историей создания книги; воспитывать интерес к книгам. Создание мини-библиотеки в группе.

-Второй этап: Создание уголка  «В гостях у сказки».

        Цель: Подобрать сказочные предметы (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть- самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, чудесная лампа, музыкальная табакерка), поселить сказочных персонажей  (Красная шапочка, Дюймовочка, коровушка, лягушка-царевна и др.), то чем можно кормить сказочных героев. (молодильные яблоки, репка, каша из топора, хлеб, пирожок).

   -Третий этап: Организация литературного кружка.

Цель: познакомить с классификацией сказок (по В.Я.Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.), композицией сказки (завязка, кульминация, развязка); формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.  

Четвертый этап : Литературная мастерская.

Цель: формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

Методы работы по обучению детей сочинению сказок.

Художественные методы

-Моделирование сказок.

-Сказки с новым концом.

-Знакомые герои в новых обстоятельствах.

-Коллаж из сказок.

-Сказки   по-новому.

-Перевирание» сказок.

          - Сериал в сказках.

--Сказки по смешанным образами.

-Сказки из загадочных объявлений.

-Эксперименты в сказках.

-Цветные сказки.

-Сказки от превращений.

-Случайные сказки.

-Коллективное сочинение

-Сочинение по сериям картинок

-Сказка по заданной теме

-Сказка про самого себя

Игровые методы

- Игры на сравнение

- Игры на обобщение

- Игры на моделирование

Методы моделирования

-карты Проппа

Данные методы развивают фантазию, творческое  воображение, чувство юмора, служат отправной точкой для сочинительства. Учат понимать метафоры, сравнения, эпитеты, использовать в своей речи фразеологизмы понимать их переносный смысл. Развивают логическое  и абстрактное мышление, речевое творчество. Воспитывается внимательность и наблюдательность

Принципы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребёнка - принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание творческих заданий взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалиста-логопеда согласованна с образовательной деятельностью воспитателя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Участники:  

 - Педагоги

 -дети  средней группы

 - родители.

Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность;

- литературный кружок «Сказочные россыпи»;

- сочинение сказок;

- изготовление книжек-малышек; творческих коллажей;

- выставки.

Содержание работы:

С детьми:

-экскурсии в библиотеку;

-участие в литературных конкурсах и викторинах;

-активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов речевого творчества ;

-сочинение сказок в индивидуальной и групповой работе;

-создание игровой среды для самостоятельной литературной деятельности детей в детском саду

-изготовление книжек-малышек.

С родителями:

-наглядная информация для родителей;

-выставка – презентация детских творческих работ;

Предполагаемый результат:

-Развитие творческих способностей детей.

-Развитие связной речи детей, обогащение словаря;

-Создание     условий,     помогающих     детям     овладеть     творческой продуктивной речевой деятельностью;

-Интеграция речевого развития с др. видами деятельности;

-Совершенствование   работы       с   семьей,    создание   условий    для
дополнительного общения детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Югорские Россыпи"

Цель проекта: расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем...

Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группы Тема: "Жостовские россыпи" — рисование по замыслу

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Ягодные россыпи Ямала

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

КОНСПЕКТ НОД : «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

• Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;• Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;• Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;• ...

творческий проект"ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ "и дидактические игры по мотивам народного творчества.

Цель проекта:Создание условий для формирования и развития основ художественнойкультуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство на примере Хохломского народного промысла.Способствовать...