Картотека в старшей группе на тему: "Художественная литература в старшей группе"
картотека по художественной литературе (старшая группа)

Рябикина Валентина Романовна

Картотека на учебный год по тематики недель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx58.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Карточка №1

Тема недели «Детский сад»

Чтение

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» 

(отрывки из повести)

Цель: знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к пониманию особенностей сказочной повести; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя; воспитывать интерес к творчеству зарубежных писателей.

Чтение сказки

Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Цель:Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы», стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Заучивание стихотворения

М. Яснова «Мирная считалка». Пословицы о дружбе.

Цель: Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Чтение

А. Барто «Верёвочка»

Цель:Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.

Чтение стихотворения

Ю. Мориц «Домик с трубой»

Цель:Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой».  Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения. Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Карточка №2

Тема недели: «Овощи»

Рассказывание русской народной сказки

«Мужик и медведь»

Цель:Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Чтение

Дж. Родари «Чиполлино».

Цель:Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.

Чтение рассказа

Л.Толстого «Косточка».

Цель:Познакомить с рассказом Л.Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.   

Чтение русcкой народной сказки

«Вершки и корешки»

Цель:Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Чтение стихотворения

 Я. Акима «Жадина».

Цель:Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.

Карточка №3

Тема недели: «Фрукты»

Чтение

В. Сутеев «Мешок яблок»

Цель:Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению.

Л. Воронкова «Грушевое яблочко»

Цель:показать многогранность творчества Л.Ф. Воронковой, на примере героев рассказов воспитывать у детей такие качества как товарищество, трудолюбие, уважение к старшим.

Лев Николаевич Толстой

«Старик и яблони»

Цель:прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого. Продолжить развивать интерес к личности писателя;развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений;

А.С. Пушкин

«…Оно соку спелого полно…»

Цель: закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.

учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать отрывки из сказок. Воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству.

М. Исаковский «Вишня»

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, прочитать и проанализировать стихотворение, определить тему и идею стихотворения;развить умение и навыки выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, словарный запас слов;воспитать интерес к творчеству писателя, привить любовь к природе.

Карточка №4

Тема недели: «Сад. Огород. Ягоды»

Рассказывание русской народной сказки

«Мужик и медведь»

Цель:Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Загадывание загадок про ягоды.

Чтение Я. Тайц «По ягоды»

Цель:знакомство с новым рассказом Я. М. Тайца «Поягоды». Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу недоразвитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память.

М.Таяц «За ягодами»

Цель:Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас.Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим.

Чтение русcкой народной сказки

«Вершки и корешки»

Цель:Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Чтение рассказа

Л.Толстого «Косточка».

Цель:Познакомить с рассказом Л.Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.   

Карточка №5

Тема недели: «От куда хлеб пришел»

В. Орлов

«В каждом зернышке пшеницы»

Цель: познакомить воспитанников с процессом выращивания и изготовления хлеба; ссельхозмашинами, помогающими хлеборобам выращивать хлеб. Формировать у воспитанников представления о хлебе, о его значении и трудоемкости при его производстве.Воспитывать бережное отношение к хлебу; прививать уважение к труду хлеборобов.

Аким Я.

«Пшеница»

Цель:продолжать знакомить детей, что хлеб – ценнейший пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди. закреплять знания о том, как много надо затратить труда, чтобы вырастить хлеб. воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к хлебу и труду земледельцев развивать связную речь детей.

Нина Самкова

«О хлебе».

Цель: Понять содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры разных героев, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Константин Ушинский

рассказ «Хлеб»

Цель:Учить детей пересказывать текст последовательно, выразительно.Способствовать развитию связной речи, вниманию, памяти.Развивать выразительность речи, умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Активизировать и расширять словарь по теме «Хлеб».Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

М.Пришвин

«Лисичкин хлеб»

Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя М.М. Пришвина, расширять представления детей о лесных травянистых растениях, ягодах, грибах, воспитывать бережное отношение к природе.

Карточка №6

Тема недели: «Дом, мебель»

«Построим дом»

Чтение К. Чуковский

«Федорино горе»

Цель: Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать поступки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным.

Чтение стихотворения С. Маршака

«Откуда стол пришел?»

Цель:Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений.

Л.Н. Толстой

 «Старый дед и внучек».

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере.

Чтение Р. Сеф

«Совет»

Цель:Совершенствовать умение активно участвовать в беседе по прочитанному. Закреплять навык правильной дикции: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Развивающие познавательные процессы и коммуникативные навыки.Воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей.

В. Осеев

«Почему»

Цель:формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой «Почему?

Карточка №7

Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Чтение рассказа

Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Чтение рассказа

Н. Носова «Заплатка»

Цель:Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения.

Чтение рассказа

 К. Ушинского

«Как рубашка в поле выросла»

Цель:Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве.

Чтение русской народной сказки

«Как старуха нашла лапоть»

Цель:познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки.

Л. Воронковой

«Маша-растеряша»

Цель: Формировать и развивать грамматический строй речи. Развивать связную речь, мышление. Подбирать слова по лексической теме в контексте предложения.

Г.Х. Андерсен

«Новое платье короля».

Цель:Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством сказочника Г. Х. Андерсена.Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев.

Карточка №8

Тема недели: «Лиственные деревья. Грибы»

Чтение П. Синявский 

«Грибная электричка»

Цель: Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки.

Чтение

В. Катаев «Грибы»

Цель: уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги.

Чтение рассказа

М. Пришвина

«Этажи леса»

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечатьвыразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность.

Чтение рассказа

К. Ушинского

«Спор деревьев»

Цель: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и тд.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек.

М. Зощенко.

«Великие путешественники»

Цель:Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас.

Карточка №9

Тема недели: «Осень»

чтение стихотворения

А. Пушкина

«Уж небо осенью дышало…»

Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.

заучивание

«По дубочку постучишь…»

рус. нар. песня

Цель:познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память.

А. Пушкин.

«Уж небо осенью дышало...»

(из «Евгения Онегина»)

Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.

М. Волошин.

«Осенью»

Цель:Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; помочь усвоить содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Л. Станчев. «Осенняя гамма»,

пер. с болг. И. Токмаковой

Цель: Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас.

В. Даль. «Старик-годовик»

Цель:Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.

Карточка №10

Тема недели: «Игрушки»

Чтение сказки

В. Катаева

«Цветик-семицветик».

Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение

Д. Родари

«Волшебный барабан»

Цель: Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения.

Чтение рассказа

Б. Житкова

«Как я ловил человечков»

Цель:Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Чтение рассказа

В. Драгунского

«Друг детства»

Цель:Познакомить с творчеством В. Драгунского. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев.

Чтение чешской сказки

«Три золотых волоска Деда-Всеведа»

в переводе с чешского Н. Аросьевой.

Цель: Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах.                           

Карточка №11

Тема недели: «Домашние животные»

Чтение стихотворения

С. Маршака «Пудель».

Цель: Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. 

Чтение рассказа

К. Паустовского 

«Кот ворюга»

Цель: Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Чтение

В. Левин

«Сундук»

Цель:Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову.

Чтение

«Как собака друга искала»

Мордовская сказка

Цель:формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения.

Чтение стихотворения

А. Фета

«Кот поет, глаза прищурив».

Цель:Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению.

Карточка №12

Тема недели: «Животные жарких стран»

Л. Толстой

«Лев и собачка»

Цель: Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями.

Е. Чарушин «Слон»

Цель:Продолжать развивать интерес к художественной литературе;Формировать умение едино воспринимать текст, содержание и формы;Учить детей элементарному анализу литературного произведения;Помогать почувствовать красоту и выразительность произведения; развитие диалогической речи: отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;

Е. Чарушин

«Мартышка»

Цель: Дать представление детям о жанре рассказа.Учить понимать тему и содержание рассказа.Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову.Развивать интерес к информации, которую несет текст.Воспитывать любовь к животным.

М. Московина

«Что случилось с крокодилом»

Цель:Познакомить с новым произведением, М. Москвина «Что случилось с Крокодилом». Развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.Научить сравнивать художественную и научную литературу путём исследования.Воспитывать интерес и желание узнавать и постигать новое.

Р. Киплинга

«Слонёнок»

Цель:познакомить со сказкой, учить осмысливать содержание сказки; развивать умение детей с помощью мимики и жестов, пантомимики, интонации создавать выразительные образы; формировать оценочное отношение к героям сказки, учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения.

Карточка №13

Тема недели: «Семья»

Рассказывание русской народной сказки

«Хаврошечка»

Цель: Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки.

Заучивание стихотворения

Е. Благининой

«Посидим в тишине»

Цель:Приобщать детей к поэзии. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

Чтение сказки

«Златовласа»

Цель:Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета.

Чтение М. Цветаева

«У кроватки»

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. И. Цветаевой. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием.

Чтение

«Как братья отцовский клад нашли»

Цель:закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам.

Чтение английской народной песенки

«Старушка»

в переводе С. Маршака.

Цель: Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение.

Карточка №14

Тема недели: «Дикие животные»

Рассказывание русской народной сказки

«Заяц-хвастун» и присказки»

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой "Заяц-хвастун" (в обработке О. Капицы) и присказкой "Начинаются наши сказки…

Чтение стихотворения

Саши Черного

«Волк».

Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей.

Рассказывание словацкой сказки

«У солнышка в гостях».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Чтение  рассказа

Г. Скребицкого

«Кто как зимует».

Цель:Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи.

Рассказывание сказки

П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых.

Карточка №15

Тема недели: «Посуда»

К. Чуковский «Федоренко горе»

«Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»

Цель:Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.

Бр. Гримм

«Горшок каши»

развивать предугадывание содержания произведения, развитие воображения и фантазии; подвести детей к пониманию пользы каши, а также к ознакомлению с алгоритмом приготовления каши. закрепить умения называть и различать названия круп. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы; формировать связную речь детей; 

Рассказывание сказки

«Лиса и кувшин»

Цель:Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.

Карточка №16

Тема недели: «Зимующие птицы»

Л. Кламбоцкая.

«Зимующие птицы».

Цель:формирование знаний о зимующих птицах их отличительных особенностях, развивать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них. 

Чтение басни

«Ворона и лисица»

Цель:Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.

Чтение

В. Бианки «Сова»

Цель: Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Чтение рассказа

М. Горького «Воробьишко».

Цель:Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию.

Тема недели:«Зима.  Зимние забавы»

Чтение стихотворений

С. Есенина «Береза».

Цель: Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Чтение рассказа

Константин Ушинский

 «Проказы старухи-зимы».

Цель: Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.

Карточка №17

Тема недели: «Зима. Зимние забавы»

Заучивание потешки

«Ты мороз, мороз, мороз»

в обработке И. Карнауховой.

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потеку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности.

Чтение стихотворения

А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Цель: Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать    любовь к поэтическому слову, развивать воображение.

С. Маршака.

«12 месяцев»

Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке

С. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года.

Чтение стихотворений о зиме

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Разучивание стихотворения

И.Черницкая

«Пришла зима»

Цель: Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки зимы. учить детей выразительно рассказывать стихотворения.

 

Чтение рассказа

Л. Воронковой

«Снег идет»

Цель: Познакомить детей с новым рассказом оживив в памяти детей их собственное впечатление от обильного снегопада, поддерживать интерес к книге.

Карточка №18

Тема недели:«Хвойные деревья»

Чтение стихотворения

Э. Мошковская.«Елка»

Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской художественной литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога.

Чтение и разгадывание загадок о зиме.

Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки.

Пересказ рассказа Н. Калинина

«Про снежный колобок».

Цель: Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей.

Заучивание стихотворения И. Сурикова

«Вот моя деревня».

Цель:Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности.

Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». «Зимние забавы».

Цель:Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь.

Карточка №19

Тема недели: «Как зимуют наши звери».

Чтение сказки

«Зимовье зверей».

Цели: развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам.

Чтение сказки

«Лиса и петух».

Цели: воспитывать умение внимательно слушать. Запоминать прочитанное произведение.

Чтение сказки

«Заяц и ёж».

Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать любовь кживотным.

Чтение  рассказа

Г. Скребицкого

«Кто как зимует».

Цель:Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи.

Карточка №20

Тема недели: «Наш город»

Чтение рассказа

С.А. Баруздина

«Страна, где мы живем»

Цель: Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.  Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.

Чтение стихов

Истринских поэтов о родном крае, городе.

Цель: Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать любовь к родной природе

Заучивание стихотворения

М. Исаковского

«Поезжай за моря, океаны».

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине.

Чтение В. Драгунского

«Сверху вниз, наискосок»

Цель: Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Б. Житков

«В Москве на улицах».

Цели: продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к столице нашей Родины.

Карточка №21

Тема недели: «Транспорт»

Чтение рассказа

Е. Ильина

«Машины на нашей улице»

Цель: Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города.

Чтение голландской песенки

«Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой.

Цель: Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму.

Разгадывание загадок

про транспорт.

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании.

Чтение Чиарди

«О том, у кого три глаза»

Цель: Средствами художественной литературы различного жанра знакомить детей с доступного их понимания эмоциональными переживаниями, поступками и проблемами людей.

Чтение Сказки Н. Павловой

«На машине».

Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение детей описывать различные свойства предметов. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка.

Карточка №22

Тема недели: «Рыбы»

«Первая рыбка» Е. Пермяк.


Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение и заучивание песенки

«Дед хотел уху сварить…»?


Цель: помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать

её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).

Сказка

«По щучьему велению».

Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы

Разучивание стихов, загадок о рыбах.


Цель:
 воспитывать умение отгадывать загадки. Продолжать знакомить детей с особенностями живой природы;

Карточка №23

Тема недели: «Зима. Зимние забавы»

Чтение рассказа

«Ёлка» М.М. Зощенко

Цель: познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям.

Заучивание стихотворений

о Новом годе.

Цель: Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.

Чтение русской народной сказки

«Морозко».

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

Чтение глав из повести-сказки

О. Пройслер

«Маленькая Баба-Яга».

Цель: Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.

Чтение

«Снежная королева»

Цель: познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению.

Карточка №24

Тема недели: «Наша Армия»

Рассказывание русской народной сказки

«Никита-Кожемяка».

Цель: Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев. Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение.

Чтение глав из повести

А. Гайдара «Чук и Гек».

Цель: Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоциях, вызванных повестью.

Чтение стихотворений об армии.

Цель: Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армии своей страны. Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

Чтение стихотворения

Т. Бокова. 23 февраля- День Армейской славы!

Цель: Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, правильное восприятие понятия назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества. Воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими. Способствовать поднятию престижа армии.

Чтение стихотворения

«Пограничники»

С.Я.Маршак

Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

Карточка №25

Тема недели: «Мамин праздник»

Заучивание стихотворения

Г. Виеру «Мамин день»

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме.

Чтение

«Легенда о матерях»

Иван Федорович Панькин

Цель: Научить видеть любовь матери к детям. Учить формировать главную мысль произведения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважение к женщине - матери, бережное отношение к ней.

Чтение стихотворения

«Мамин день»  Г.Виеру

Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Чтение рассказа

Н. Калининой

«Мамина чашка».  

Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать

вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.

С Капутикян

                                                 «Моя бабушка».
Цели:
 вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность.

Карточка №26

Тема недели: «Весна».

Заучивание стихотворенья

Н. Белоусова «Весенняя гостья»

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать одно из стихотворений

Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.

Чтение стихотворения

С. Есенина «Черёмуха».

Цель: Учить детей декламировать стихотворение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием произведения и передаваемым им настроением. Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.

Чтение песенки

«Грачи-кирпичи..»

В. Бианки Три весны».

Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.

Чтение сказок Э. Шима

«Солнце, мороз, ветер»,

«Камень, ручей, сосулька и солнце».

Цель: Познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в тексте. Закреплять умение точно отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к сказкам и любовь к природе.

Карточка №27

Тема недели: «Продукты питания».

В. Осеева «Печенье»

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета;

Чтение

А.Усачев.

Пудинг.

Цель: развивать умение выслушивать ответы других детей (взрослых); воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта; учить фантазировать и мечтать.

Чтение рассказа

Л.И. Смирновой «Что вкуснее?»

Цель: Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении. Формировать мотив, потребность в диалогической речи. Развивать умение правильно интонационно оформлять высказывания.

Чтение

А. Рождественской «Молоко»

Цель: Упражнять в словообразовании относительных прилагательных.

Воспитывать чувство доброжелательности друг к другу.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Чтение Братья Гримм

«Горшок каши»

Цель: Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы полными и краткими ответами. Закреплять, уточнять и активизировать предметный словарь, словарь признаков по пройденным темам.

Карточка №28

Тема недели: «Домашние птицы».

Рассказывание   сказки

В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Цели: помочь детям правильно осмыслить содержание сказки; учить сопереживать героям и давать оценку их поступкам; расширять представления детей о домашних птицах; обогащать словарь детей глагольной лексикой;

Чтение Г. Х. Андерсон

«Гадкий утенок».

Цель: Уточнение представления детей о домашних птицах. Совершенствовать умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, согласовывать числительные с существительными;

Чтение В. Осеева

«Добрая хозяюшка»

Цель: Отрабатывать умение употреблять в речи простые предлоги, способы словообразования и употребления глаголов с различными приставками;

Отгадывание загадок

про домашних птиц

Цель: обогащать словарный запас, умение четко отвечать на поставленные вопросы, используя в ответах определения, характеризующие внешние признаки тех или иных домашних птиц;

Чтение рассказа

Чарушина «Курочка»

Цель: учит понимать содержание литературных произведений, осваивать формы монологической речи. Формировать умения высказываться.

Карточка №29

Тема недели: «Правило поведения».

С. Маршака «Пожар»

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение. Познакомить со стихотворением С. Маршака.

Чтение рассказа А. В. Сухомлинского

«Как ежиха приласкала своих детей»

Цель: Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении. Формировать мотив, потребность в диалогической речи.

Заучивания стихотворения

А. Барто «Спасибо», 

«Как Вовка стал взрослым»

Цель: Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии.

Чтение В. Осеевой «Хорошее»,

«Волшебное слово»

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета

Карточка №30

Тема недели: «Перелетные птицы».

Чтение китайской сказки

«Жёлтый аист»

Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл

Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Серая Шейка»

Цель: развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой.

Чтение стихотворения Е. Благинина

«Улетают, улетели»

 Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение 

Л.Н. Толстой «Лебеди»

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать логическое внимание, память, мышление

Чтение Г.Х. Андерсон

«Гадкий утенок»

Цель: Учить пересказывать короткую знакомую сказку, инсценировать, используя слова и фразы из текста. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.

Карточка №31

Тема недели: «Космос».

Чтение  рассказа Л. Обуховой

«Вижу землю»

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

Чтение стихотворение 

М. Ф. Реброва «Дом в космосе»

Цель: Формировать знание детей старшего дошкольного возраста об особенностях космоса. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

Чтение рассказа «Первый в космосе»

В. Бороздин.

Цель: развитие интереса к слушанию литературного произведения и отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета; Вызвать интерес у детей к космосу.

 

Чтение П.Клушанцев.

«О чем рассказал телескоп»

Цель: Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

Чтение Л. Обухова

«Как мальчик стал космонавтом».

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность

Карточка №32

Тема недели: «Цветы»

Чтение произведения

А. Блока

«После грозы».

Цель: Закрепить знания детей об изменениях в природе в весеннее время; вызвать желание выражать свои впечатления в образном слове.

Чтение Е. Серова

«Лужайка»,

«Ах вы цветики, цветочки».

Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение внимательно и отвечать на вопросы.

Чтение В. Орлов

«Как появились ромашки», «Цветок».

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Заучивание стихотворения

З.Александров

«Одуванчик»

Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

Карточка №33

Тема недели: «Насекомые»

Чтение басни И.А. Крылова

«Стрекоза и Муравей»

Цель: Продолжать знакомить детей с баснями, с их жанровыми особенностями; подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде. Развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Чтение Д. Мамина-Сибиряка

«Лесная сказка».

Цель: Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы.

Чтение заклички

«Божья коровка».

Цель: Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказать закличку.

Чтение сказки

В. Бианки

«Как муравьишка домой спешил».

Цель: Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать.

Чтение произведения Д. Мамин- Сибиряк

«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст.

Карточка №34

Тема недели: «День Победы»

«Заучивание стихотворения ко Дню Победы»

Цель: Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма.

Чтение рассказа А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Чтение произведения

«О мальчике Тишке и отряде немцев»

Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.

Заучивания стихотворения А. Усачев

«День Победы»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Карточка №35

Тема недели: «Труд взрослых. Профессии»

Чтение Дж. Родари

«Чем пахнут ремесла?»

Цель: Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать.

Чтение Б. Заходера

«Стихи о профессиях».

Цель: Учить детей осмысливать идею стихотворений, углублять понимание значимости различных профессий. Побеседовать о профессиях, известных детям.

Чтение сказки К. И. Чуковского

«Айболит».

Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев

Чтение произведения Г. Ладонщикова

«Цирк».

Цель: Познакомить детей с произведением, побеседовать о цирке и цирковых профессиях, рассмотреть иллюстрации к книге. Обогащать словарь, расширять кругозор.

Чтение произведения С. Михалков

«Дядя Степа» С.Михалков 

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

Карточка №36

Тема недели: «Сказки»

Знакомство с малыми фольклорными формами

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Развивать умение придумывать загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Чтение глав из сказки

Т. Янсона «Шляпа волшебника»

в переводе В. Смирнова.

Цель: Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.

Заучивание стихотворения В. Орлова

«Летит корабль» В.Орлов

Цельдать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло. Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.

Чтение сказки

С. Аксакова

«Аленький цветочек».

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Чтение басни

И. А. Крылова

«Лебедь, Рак и Щука»

Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни.

Карточка №37

Тема недели: «Вода»

Чтение сказки

А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: Продолжать знакомство с творчеством поэта; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить детей осуждать жадность как человеческое качество, но не самого человека, показать детям, что отрицательные качества вредят в первую очередь им самим, учить сопереживать и сочувствовать героям; 

Чтение

Е. Пермяк

«Первая рыбка»

Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме; развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать самоконтроль за речью.

Чтение Снегерёв

«К морю»

Цель: Продолжать знакомить с рассказом Г. Снегирева «Пингвиний пляж»; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Норвежская народная сказка

«Почему вода соленая».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Чтение С. Сахарнов

«Кто в море живёт?».

Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме;Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе...

Картотека игр по художественной литературе в старшей группе

Картотека игр по художественной литературе в старшей группе ....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников....

Картотека художественной литературы в старшей группе

Ознакомление с миром природы, ИЗО деятельность,музо и др....