«Проектная деятельность в средней группе «Ожидание Нового года или Снеговики из Дедморозовки» как активная форма взаимодействия с родителями»
методическая разработка по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Ремизова Анна Станиславовна

«Проектная деятельность в средней группе «Ожидание Нового года или Снеговики из Дедморозовки» как активная форма взаимодействия с родителями»

Данная проектная деятельность была инициирована родителями. Цель проекта – увлекательное ожидание праздника Нового года, как мотивация к деятельности. В методической разработке  - паспорте проектной деятельности – отражена актуальность темы, представлены задачи, основные формы реализации, а также подробное планирование основного этапа проектной деятельности. Участие родителей воспитанников в проектной деятельности является активной формой взаимодействия образовательной организации с семьями. В процессе реализации проектной деятельности развивается творческий потенциал семей, укрепляются детско-родительские отношения, которые обогащаются интересным содержанием и разнообразным делом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_snegoviki_9_2017_21.docx65.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в средней группе

«Ожидание Нового года или Снеговики из Дедморозовки»

как активная форма взаимодействия с родителями».

               Паспорт проектной деятельности.

«Как говорил Дед Мороз,

в празднике самое важное – подготовка»

(из сказочной повести А. Усачёва

«Чудеса в Дедморозовке»)

Тип проекта: социально-ориентированный, исследовательский, творческий  (смешанный тип).

Вид: межпредметный.

Продолжительность: среднесрочный  (11 декабря 2017 – 29 декабря 2017 года – 3 недели)

Участники проекта: дошкольники – воспитанники средней группы №9, педагог группы №9, родители воспитанников.

Основные формы реализации проекта: наблюдения; игры (сюжетно-ролевые, подвижные); беседы; чтение детям; обсуждение; разучивание стихов; загадки; логоритмические упражнения; организованная образовательная деятельность (занятия), творческая мастерская; совместная образовательная деятельность взрослых с детьми в режимных моментах (прогулка); пение; музыкально-ритмические движения;  самостоятельная деятельность детей.  

Актуальность темы, история возникновения, идея проекта:

Знакомы ли Вы с современной детской литературой, например, с книгой А. Усачёва «Всё про Дедморозовку»?

Однажды поздней осенью  мама Юли  - Ксения Андреевна (активный, творческий человек; по образованию педагог начальных классов, психолог, сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком) предложила воспитателю группы интересную идею, как можно увлекательно провести время в группе, ожидая самый любимый праздник  - Новый год.  Написала воспитателю письмо с подробным изложением своей идеи. С её любезного разрешения, предлагаю выдержки из этого письма: «Это просто идея, можно изменить-убрать-добавить. Детям рассказать, что это деревня помощников Деда Мороза. Мне очень нравиться Дедморозовка (дочка книжку Усачёва знает и любит, некоторым, может быть, родители читали или могут почитать перед сном). Я готова сделать  снеговиков. В первый день все домики пустые, но помощники нужны, и Дед Мороз каждый день будет делать нового помощника, а задача детей - научить снеговика чему-то. Отдельно от "учебного плана" (план в школе, как называется в саду я, к сожалению, не знаю) можно ничего не придумывать. Например, с Беломухиной (так звали снеговика из сказки, имён у них не было, только фамилии) можно учить стих, с Косичкиной (отличницей) - заниматься развитием речи, с Чугунковым проводить математические занятия, с Рябининой - окружающий мир (природа).  Кто-то из снеговиков может попросить сделать игрушку - украшение на елку, кто-то - открытки для родителей, а кто-то и  кормушками займется... А дальше по расписанию - вторник - аппликация - клеим с Чайниковым, готовимся к утреннику с Сорокиной, учим стих с Беломухиной...

К концу декабря в городке уже много помощников, каждый из них чем-то помогает Деду Морозу, значит, Новый год состоится, а в новогоднюю ночь снеговики помогут принести всем детям подарки». Воспитатель группы поддержала идею. Ксения Андреевна изготовила макет деревеньки с домиками, фигурки снеговиков (двадцать снеговиков, из которых 11 снеговиков (мальчиков) и 9 снегови́чек /новое слово от Усачёва) из флиса. Воспитатель группы разработала план  проектной деятельности.  

Идея  воплотилась в такое содержание: утром 11 декабря детей ждёт сюрприз: в группе появилась деревня Дедморозовка с домами, дети получают письмо в конверте от Деда Мороза.

«Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики! Пишет вам Дед Мороз из Дедморозовки.

Я знаю, что у вас в группе тоже появилась своя маленькая деревенька.  И вы ждёте праздник Новый год. А в празднике самое важное – подготовка. Каждый день с 11 по 29 декабря вы будете получать письмо от моих помощников – снеговиков. Если вы выполните их задание, то у вас в деревне поселится снеговик или снегови́чка. Снеговики помогут мне собрать для вас подарки к Новому году.

Желаю вам удачи и успехов! Ваш Дед Мороз из Дедморозовки».

Каждый день дети получают письмо от снеговика, в котором кто-либо из снеговиков, учитывая характер и увлечения персонажа сказки,  предлагает детям какое-либо задание.  Например,

«Привет, девочки и мальчики! Пишут вам снеговик  Старометёлкин и снегови́чка Беломухина.

Мы очень любим порассуждать и посочинять стихи. А вы сможете сочинить стихи или придумать загадку про зиму или Новый год? Вот вам задание на выходные дни. Справитесь? Если вы выполните наше задание, то мы будем жить в деревеньке в домиках под номерами 23 и 24. Желаем  успехов! Ваши Беломухина и Старометёлкин, помощники деда Мороза».

Затем, после выполненного задания, снеговик «появляется» в групповом помещении и «селится» в домике. Дети играют со снеговиками. Снеговики – помощники Деда Мороза. Когда они все соберутся в Дедморозовке, то «помогут» Деду Морозу собрать для детей новогодние подарки. Деревенька остается в группе до первой оттепели. Затем, как описано в сказке, снеговики «отправляются» в «летнюю спячку».  

За две недели до начала проекта детям воспитатель начала читать сказку А. Усачёва «Школа снеговиков». На протяжении всего проекта детям читали сказку А. Усачёва. Книга с иллюстрациями лежала в свободном доступе. Дети обращались к этой книге постоянно, рассматривали картинки, искали своих любимых снеговиков. К концу декабря «прочитали» и вторую сказочную повесть «Чудеса в Дедморозовке» из цикла «Всё про Дедморозовку». Также дети имели возможность раскрашивать снеговиков, используя раскраски, которые были нарисованы специально для проекта одним из родственников участников проекта.

Предмет изучения: Снеговики и Снегови́чки - персонажи книги Андрея Усачева «Всё про Дедморозовку».

Цель проекта: увлекательное ожидание праздника Нового года, как мотивация к деятельности.

Задачи проекта:

  • Обогатить детскую игру новым содержанием;
  • Познакомить детей с литературными произведениями: сказочными повестями А. Усачёва «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке»;
  • Учить детей воспринимать (слушать и слышать) литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию, обсуждать поступки героев и их черты характера;
  • Формировать у детей  нравственные представления о дружбе, взаимовыручке, добре и зле;
  • Расширять детский кругозор, формировать причинно-следственные связи.
  • Формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности.  
  • Поддержать детскую инициативу, самостоятельность.
  • Формировать начала экологической культуры у детей;
  • Активизировать и обогатить словарь детей.
  • Развивать изобразительные, музыкальные, артистические, творческие способности детей.
  • Развивать у детей основные движения, двигательные навыки, физические качества;
  • Развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая интересным содержанием и разнообразной деятельностью.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предполагаемый результат: ожидание новогоднего праздника, играя со снеговиками из сказки и участвуя в увлекательной деятельности.

Презентация проекта:

- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности.

- для родителей  и для детей  других групп – макет деревеньки, фигурки снеговиков.

Предварительная работа:  чтение детям сказочных повестей Андрея Усачёва «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке»; просмотр мультфильмов  «Школа из Дедморозовки (1, 2 части)» («Союзмультфильм», 2009); изготовление макета деревни, домов, фигурок снеговиков из флиса; подготовка заданий; создание раскрасок с изображениями снеговиков;  оформление писем от снеговиков.

Взаимодействие с родителями воспитанников: родители были ознакомлены с проектом в социальной группе посредством мессенджера, а также с помощью наглядной информации в групповом помещении.  Семьи воспитанников принимали участие в проекте, выполняя задания, которые были предложены на выходные дни.

Форма итогового продукта:  новогодний утренник, на котором одним из персонажей был Снеговик.

   

Планирование основного этапа проектной деятельности

Дата

Письмо/ Задание от Снеговиков

Задачи

11.12.2017

(понедельник)

Найти на территории детского сада 10 хвойных деревьев. Украсить сосну и ель  к Новому году.

(от Берёзкиной)

-продолжать формировать представления детей о лиственных и хвойных деревьях;

-украсить сосну и ель к новогоднему празднику;

-формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;

-формирование экологической культуры;

-поддержать детскую инициативу.

12.12.2017

(вторник)

Сделать новогоднюю открытку для родителей. (от Косичкиной)

-развивать изобразительные способности детей;

-формировать уважение к родителям.

13.12.2017

(среда)

Решить задачки Снегурочки.

(от Чайникова)

-формирование у детей элементарных математических представлений;

-развивать мыслительные процессы, произвольное внимание у детей.

14.12.2017

(четверг)

Выучить песню и танец про ёлочку и снег.(от Варежкина)

-развитие у детей певческих навыков, музыкально-ритмических движений;

-развитие творческих способностей детей.

15.12.2017

(пятница)

Нарисовать новогоднюю ёлочку. (от Рябининой)

- развивать изобразительные способности детей;

-формировать эстетическое восприятие действительности.

16, 17.12.2017

(суббота, воскресенье)

Подкормить зимующих птиц.

Принести в детский сад корм для птиц. (от Синичкиной и Сорокиной)

-формировать экологическую культуру;

-продолжать формировать представления о зимующих птицах;

-сообщить детям о правилах подкормки зимующих птиц: именно подкармливать, а не кормить; нельзя давать птицам чёрный хлеб, солёное и жареное, цитрусовые;

-формировать у детей познавательную активность, любознательность.

18.12.2017

(понедельник)

Слепить девочку в зимней шубке. (от Угольковой)

-учить детей лепить фигуру человека;

-развивать мелкую моторику рук ребёнка;

-формировать самостоятельность в достижении цели.

19.12.2017

(вторник)

Поиграть в  подвижные игры.

(от Шапочкиной и Кроссовкина)

-развивать у детей основные движения, двигательные навыки, физические качества;

-учить детей действовать по сигналу, выполнять правила игр;

-формировать произвольность поведения;

-поддержать детскую инициативу.  

20.12.2017

(среда)

Найти и узнать, чьи следы на снегу. (от Ведёркина)

-формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;

-расширять детский кругозор, формировать причинно-следственные связи;

-развивать детскую инициативу.

21.12.2017

(четверг)

Слепить 100 снежков и построить из них пирамиду.

(от Морковкина)

-расширять представления детей о состояниях  воды и свойствах снега;

-развивать моторику рук, совершенствовать орудийные действия (лепка снежков с помощью снежколепки);
-развивать конструктивные умения детей;

-формировать  умение  детей играть и работать в команде; сообща и дружно, согласовывая свои действия с действиями товарищей;

-поддержать инициативу детей; формировать самостоятельность.

22.12.2017

(пятница)

Нарисовать Снегурочку.

(от Брошкиной)

-развивать изобразительные умения детей;

-формировать творческие  способности детей.

23, 24.12.2017

(суббота, воскресенье)

Сочинить стихи, рассказ, загадки о зиме, новогоднем  празднике. Выучить стихотворение Беломухиной. (от Беломухиной, Старометёлкина)

-развивать творческие способности детей;

-развивать  выразительность детской речи; активизация и обогащения словаря детей;

-формировать у детей интерес к поэзии, к литературному слову;

-поддержать инициативу ребёнка.

25.12.2017

(понедельник)

Нарисовать флаг Дедморозовки.

(от Мерзлякина)

-развивать изобразительные умения детей;

-формировать творческие  способности детей.

26.12.2017

(вторник)

Научиться вырезать круги и сделать аппликацию «Бусы на ёлку»

(от Кастрюльникова)

-учить вырезать круги из квадрата, плавно срезая углы;

-формировать творческие  способности детей;

-формировать самостоятельность в достижении цели.

27.12.2017

(среда)

Нарисуй, что понравилось на новогоднем утреннике.

(от Чугункова)

-развивать изобразительные умения детей;

-формировать творческие  способности детей;
-продолжать учить детей рисовать по замыслу.

28.12.2017

(четверг)

Кто самый меткий?

(от Пряжкина)

-развивать у детей основные движения (метание), двигательные навыки, физические качества;

-формировать у детей произвольность поведения.

29.12.2017

(пятница)

Нарисовать вечерний зимний лес.

(от Котелкова)

-развивать изобразительные умения детей;

-познакомить с жанром живописи – пейзажем;  

-формировать эстетическое восприятие природы.

Заключительная часть

Презентация проекта:

- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности.

- для родителей  и для детей других групп: макет деревеньки, фигурки снеговиков.

Форма итогового продукта:  новогодний утренник 25.12.2017.

Итог: ожидая новогодний праздник, дети играли со снеговиками из сказки и участвовали  в разнообразной и увлекательной деятельности.

Выводы:

  • Дети познакомились со снеговиками из сказки А. Усачёва. Выполняя задания героев сказки, дети выполняли разнообразную деятельность, затем играли со снеговиками. Игровая деятельность детей обогатилась новыми сюжетами.  
  • В процессе реализации проекта у детей формируется познавательная активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, инициатива, самостоятельность в достижении цели.
  • В процессе реализации проекта у детей развиваются  изобразительные, музыкальные, артистические, творческие способности.
  • В процессе реализации проекта у детей  развиваются  основные движения, двигательные навыки, физические качества;
  • В процессе реализации проекта формируется творческий потенциал семьи; укрепляются детско-родительские отношения.

Примеры проявления инициативы и рефлексии детей, педагогические наблюдения, итоги участия семей в проекте.

  • Из 20 снеговиков  - фигурок 3 снеговика были «потеряны» безвозвратно (исчезли из группы): Косичкина, Варежкин, Рябинина.  И только в конце марта, когда был слеплен последний снеговик из снега, и воспитатель опять вспомнила о пропавших снеговиках, тогда один мальчик (самый младший в группе) тихо сказал (наедине с педагогом): «Косичкина у меня дома. Только у неё нос уже отвалился».
  • В конце января  детям было предложено задание: слепить  и нарисовать своего любимого снеговика из сказки.

Интересно, что снегови́чку Косичкину  нарисовали и слепили 6 детей, Синичкину нарисовали и слепили 3 ребёнка,  Чайникова – 2 ребёнка. Дети средней группы на вопрос: «Почему ты нарисовал/слепил этого снеговика?», отвечали, например: «Я нарисовал Косичкину, потому что у неё красивая косичка» или «потому что Косичкина умная». «Я нарисовала Синичкину, потому что она любит птичек и всегда кормит синичек, у неё есть сумочка с семечками». «Я нарисовал Чайникова, потому что он умный и изобретает разные штуки». Или: «Я нарисовала Уголькову, потому что она красит губы. Я тоже так хочу». Или: «Я нарисовал Пряжкина, потому что он военный. Я тоже хочу стать военным». Заметно, что одни дети ориентируются в своих предпочтениях на внешние качества персонажа (длинная косичка, накрашенные губы), другие - на внутренние качества героев: черты характера, поступки  (умный, кормит птиц).

  • 5 семей (30% от постоянно посещающих группу) проявили инициативу и изготовили кормушки для зимующих птиц, хотя такого задания не было. Каждый день птичьи столовые были наполнены правильным кормом для зимующих птиц. Однажды к нам на кормушку прилетел даже дятел.
  • 5 семей приняли участие в проекте, выполняя задание на выходные дни: придумать загадки, стихи. Двое детей выучили дома стихотворение, которое сочинила Беломухина «Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт?».
  • Юля с мамой оформила в книжку-панорамку рисунки следов, которые они видели на снегу в парке.

Виды отчетности:  планирование, макет, фотографии, детские работы.

Список используемой литературы:

  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
  • Усачёв А.А. Всё про Дедморозовку: сказочные повести/А.А. Усачёв, худ. Е. Здорнова. – М.: РОСМЭН, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те...

Активная форма взаимодействия с родителями родительское собрание - практикум «Речь, как одно из средств целевой подготовки ребенка к школе».

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт? С чем связано введение ФГОС ДО? Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы? Как изменятся взаимоотн...

Проектная деятельность в средней группе "Как создаются мультфильмы или "Новые приключения Паровозика"

  Работу по созданию мультфильмов я начинала с детьми подготовительной группы. Но и в среднем возрасте дети в состоянии понять этот принцип. Рисованый и кукольный мультфильмы - наши н...

Организация проектной деятельности в средней группе по теме «Снеговик – лучший друг Деда Мороза».

Тип проекта: информационно - творческий;Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы....

Проектная деятельность в средней группе «Новый год у ворот!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровойПродолжительность: краткосрочный с 14.12.20 – 25.12.20 гг.Возрастная группа: средняя группаУчастники: дети, воспитатели, родители...