Педагогический проект по формированию читательской грамотности у старших дошкольников «В мире книг»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Луговских Ольга Николаевна

Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»

Вид проекта: творческо - исследовательский

Участники проекта: дети  подготовительной группы, воспитатели, музыкальны й руководитель, родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_knig_.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Газовичок» города Надыма»

МДОУ «Детский сад «Газовичок»

Педагогический проект по формированию читательской грамотности у старших дошкольников

 «В мире книг»

Автор:

воспитатель подготовительной группы

                                 Луговских Ольга Николаевна  

2019г.

 «Читать — это еще ничего не значит,

что и как читать — вот в чем главное дело»

К.Д.Ушинский

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища

 – вкусная, питательная, светлая,

способствующая их духовному росту»

К.И.Чуковский

 

Паспорт проекта

Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»

Вид проекта: творческо - исследовательский

Руководители проекта: Луговских О.Н. – воспитатель  подготовительной  группы

Срок реализации: ноябрь 2019г – май 2020г

Участники проекта: дети  подготовительной группы, воспитатели, музыкальны й руководитель, родители.

База реализации проекта: Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Газовичок» г. Надым»

Цели проекта:

- формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности  (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);

- воспитание правильного отношения к книге  - помощь в формировании нравственной и духовной культуры дошкольников;

 - привлечение детей и родителей дошкольного возраста в библиотеку;

привлечение внимания общественности посёлка  к проблеме детского чтения

Задачи проекта:

- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;

- развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;

- знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;

- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

- формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;

- взаимодействие учреждения культуры  «Надымская городская Библиотека» в творческом развитии подрастающего поколения.

Значимость проекта:

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.

Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит

те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6

минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и     воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап подготовительный (октябрь- ноябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Сделать рекламу для родителей о проекте.

2 этап – основной 
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей

 (в течении учебного года)

Интеграция проектной деятельности с образовательными областями.

Познавательное развитие

- Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»    

- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов;

- Знакомство с трудом  взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.                                                            

- Инициирование обсуждения проекта в кругу детей.

Речевое развитие

Освоение форм речевого этикета;

- Обогащение обществоведческого словаря;

- Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;

- Формирование диалогической речи.

- Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».    

- Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок.                                                                                                                  - Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.                        

                                                                                               

Социально – коммуникативное развитие

- Приобщение к словесному искусству;

- Формирование интереса и потребности в чтении;

- Возможность выбора из большого количества художественной литературы

(в том числе с электронных носителей)

- Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку».                                                                                                                               - Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка» (по мнемотаблицам).                                                                                                                                                                                                                    - Создание альбома с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.  

-  организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» ,

- Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.

Художественно – эстетическое развитие

- Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л. Барто,  С.В. Михалкова, Н.Н. Носова;

- Авторские выставки сотрудников ДОУ

-Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»

 -Игры – драматизации;

- Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».

Физическое развитие

- Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;

- Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.

- Подвижные игры со сказочными персонажами.

Взаимодействие с родителями

Ежедневное чтение детям художественных произведений

- Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми

- Введение в круг чтения детской периодики

- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;

- Создание детской домашней библиотеки

Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»

- Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго»

- Оформление альбома: «Книжкина неделя»,

- Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».

- Разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)

- «Издание» вместе с детьми семейной книги «Рассказы о животных»


Ожидаемый результат.

Умеют действовать согласовано, знают 5 – 8 артикуляционных упражнений, умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами.  Знают историю создания книги. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.

Укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

Формирование модели взаимодействия внутри детской библиотеки - РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Этапы реализации проекта.

1 этап

С чего все начиналось.

Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги?  Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?

Что мы знаем о    книгах?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.  Книги пишут писатели.  В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых.

Как и когда появилась первая книга, в какой стране?.

Какие еще бывают книги.

Как их печатают.

Кто иллюстрирует книги.

Как самостоятельно изготовить книжку.

Спрошу у мамы и папы.

Расскажет воспитатель.

Нужно посмотреть в книжке.

Есть все в компьютере.

Посмотреть в журнале.

Календарный план мероприятий и книжных выставок.

«Знакомство с Азбукой»

детский праздник

 

«Книжки-малышкам»

детский праздник для младшей группы

ноябрь

«Самуил Маршак»

Литературная викторина к  Дню  рождения

ноябрь

«Голубой вагон»

игра-путешествие по

творчеству Э.Успенского

декабрь

«Цветные истории»

час творческого чтения

декабрь

 

 

 «Винни-Пух и все, все»

час веселого чтения

январь

«Путешествие в сказку»

конкурс знатоков

январь

«Поэтическая радуга»

час творческого чтения

февраль

«Дедушка Корней и его книги»

литературный час

март

«Дружим мы с букашкой, птичкой и ромашкой»

экологический праздник

апрель

«Чудо чудное, диво дивное» (русская народная игрушка)

час творчества

май

«Ласковое небо, солнце золотое!»

Праздник книги

июнь

«Мимо острова Буяна»

литературная игра

июнь

«Читаем с пеленок»

рекламная акция

Июнь-август

«Летняя литературная скамья»

«Книжный сундучок»

Читальный зал во дворе

передвижка для ДОУ

Июнь-август

ежеквартально

         Литература

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  2. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  4. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
    Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
  5. http://knegatina.ru/pedagogicheskij-proekt-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov/#more-73 
  6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx 
  7. http://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf 
  8. http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Маленький гражданин большого мира" Формирование правовой грамотности у старших дошкольников.

Формирование  у старших дошкольников знаний о своих правах и обязанностях....

презентация педагогического проекта по формированию основ ЗОЖ у старших дошкольников

проект направлен на формирование у дошкольников основ  ЗОЖ, создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья , выполнению правил здоровьесбережени...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ оригинального проекта по формированию читательской грамотности https://disk.yandex.ru/i/HjvKReIHqRP61Q

оригинальный опыт формирования читательской грамотности посредством СМИ - местная газета "Заря", г. Ефремов...

Проект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Жанна СергеевнаПроект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольниковОГЛАВЛЕНИЕВведение………&hel...

Проект по формированию читательской грамотности дошкольников «Книга – мой друг!»

Проект по формированию читательской грамотности  дошкольников  «Книга – мой друг!»...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...