"Малые жанры фольклора"
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Интерес к фольклору - одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. И то и другое людям так же необходимо, как хлеб, воздух, общение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малые жанры фольклора

Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине 18 столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка.

Обращался к фольклору и Александр Сергеевич Пушкин. Первые записи народных песен, положившие начало замечательному собранию П.В.Киреевского, были сделаны в середине 20-х годов 19 века нашим великим поэтом. Всем известно его восхищённое отношение к народной сказке. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», - писал поэт брату из Михайловского. В основе его знаменитых сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты и народные поэтические образы.

Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Колыбельная песня – песня, исполняемая при убаюкивании ребёнка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов.

             ***

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

              ***

Ай, баю, баю, баю,

Ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт,

Коту лапти плетёт.

А кот лапти износил

И другие поросил.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нанчить, холить) – короткий стихотворный напев, сопровождающий матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

               ***

Ребёнок потягивается, и ему приговаривают:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во всё времечко,

Как пшеничное тестечко.

                ***

Лаская ребёнка, мать напевает:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

           ***

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

           ***

Берут ручки ребёнка и хлопают ими в такт песни:

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Кыш, кыш – полетели!

На головку сели!

Прибаутка (от баять, т.е. рассказывать) – стихотворная весёлая история.

             ***

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

              ***

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж!

Небылица – жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

                 ***

Это, братцы, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез под ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство.

             ***

Неизвестно, где живёт,

Полетит – деревья гнёт.

                        (Ветер)

             ***

Лежит – молчит,

Подойдёшь – заворчит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.

                       (Собака)

Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения.

                 ***

Во время жаркой, сухой погоды дети закликают дождь или просят его у тучи, грома, радуги:

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке.

А на Бабу Ягу –

Лей по целому ведру!

              ***

В ненастную, пасмурную погоду зовут солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко,

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк!

Приговорка – небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо, обращения к растениям, птицам, животным.

             ***

Улитку просят:

Улитка, улитка,

Выпусти рога!

Дам тебе хлеба

И кусок пирога!

             ***

Услышав кукованье кукушки, приговаривают:

Кукушечка, кукушечка,

Серая рябушечка,

Прокукуй в лесу: ку, ку –

Сколько лет я проживу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

Презентация "Малые жанры фольклора"

Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

«Малые жанры фольклора в детском чтении»

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного на...