Приобщение к восприятию художественной литературы детей с ОНР
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Третьякова Людмила Валерьевна

Представлена система и последовательность работы по приобщению детей к восприятию художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к восприятию художественной литературы детей с ОНР

Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, что затрудняет развитие способностей в разных видах деятельности детей. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. 

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети все чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.  

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

В соответствии с ФГОС ДО одними из основных задач дошкольного образовательного учреждения является: воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

С целью решения данных задач в 2019 – 2020 учебном году нами была реализована система работы с детьми  с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

Результат педагогического наблюдения по данной проблеме в начале учебного года показал, что не все дети проявляют интерес к книгам, внимательно слушают и воспринимают содержание произведений. Не знакомы со многими писателями и их произведениями. Поэтому был составлен план работы с родителями и детьми по развитию и воспитанию у детей интереса и любви к книге.

Система и последовательность работы по приобщению детей к восприятию художественной литературы представлена следующим образом.

Нами был оформлен уголок книги в соответствии с    требованиями ФГОС ДО, а также информационный стенд для родителей «Роль книги в воспитании ребёнка», предложены буклеты с информацией «Удивительное искусство – детская книжка!», оформлены дидактические игры для детей «Составь сказку», «Автор и сказки». Совместно с родителями мы создали тематические альбомы «Загадки, пословицы и поговорки о книгах» и «Загадки про сказочных героев».

С детьми организовывались разные виды деятельности.

Социально-коммуникативная деятельность осуществлялась через беседы о детских писателях, о истории создания книги и ее развитием, тематическую беседу в библиотеке им Коковина на тему «Чудесный сундучок» о жизни и творчестве новодвинской писательницы Н.С. Власенковой, чтение художественной литературы, а также слушание литературных произведений в чтении автора. Стихи Н.С. Власенковой использовались в  работе по лексической теме «Дикие животные». Продуктивная деятельность включала такие мероприятия, как оформление альбома с рисунками по содержанию любимых детьми художественных произведений, создание закладок для книг.  Совместная деятельность с родителями осуществлялась через организацию литературной гостиной, выставку рисунков и творческих работ, созданных детьми совместно с родителями.

В результате проводимой работы у большинства детей сформированы определенные интересы и любовь к книге; умение воспринимать и понимать прочитанный для них текст; могут ответить на вопросы по содержанию; самостоятельно пересказывают несложные произведения; могут дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

Консультация для родителей "Приобщение к чтение художественной литературы детей 4-5 лет"

Советы родителям по ознакомлению детей с произведениями детских писателей...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

Развитие читательских интересов и восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста по произведениям Н.Н. Носова

laquo;Николай Николаевич Носов»Николай Николаевич Носов (1908—1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. 100-летний юбилей...