Зачем ребенку читать книжки?
статья по художественной литературе (старшая группа)

Муртазина Любовь Александровна

Чтение книг с детьми выросло в огромную проблему. Детям тяжело воспринимать текст написанный высоким художественным литеретурным языком. Ребенок слышит вокруг себя простую, сжатую речь, ему трудно воспринимать литературные сказки. Словарный запас детей пополняется медленно, а это томозит развитие ребенка. Чтение книг несет огромную пользу ребенку: развивается бурная фантазия, мышление, память, обогащается словарный запас, дети учатся различать добро и зло. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем ребенку читать книжки?

Муртазина Любовь Александровна

Воспитатель логопедической группы ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района города Санкт-Петербурга

Детская литература существовала не всегда. Она появилась приблизительно в 17 веке. До этого времени, для детей не писались специальные книги. Родители, бабушки, дедушки, старшие члены семьи рассказывали малышам сказки, пели песенки. Детей не рассматривали отдельно от взрослых, и не считалось необходимым писать книги специально для них.  

С приходом на царствование Петра Первого, который хотел воспитывать дворянских детей, как на западе, появились и книги для детей. Это были книги, составленные из устных рассказов, песен, стихотворений, направленных на обучение, развлечение и наставление.

В 18 веке стали появляться книги, которые читают и сегодняшние дети (адаптированные и переработанные). Это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена.

С развитием телевидения, разнообразных гаджетов изменилось отношение к чтению. Родители, а значит и дети, стали читать гораздо меньше, так как появилась возможность получить информацию другим более легким способом.

Чтение книг с детьми выросло в большую проблему. Даже сказки Пушкина, дети воспринимают тяжело. Дело в том, что они написаны высоким художественным языком. К сожалению, наша речь все больше и больше складывается из очень простых слов и запас слов все больше и больше сокращается. Беда в том, что, когда ребенок слышит только очень простую, сжатую речь ему трудно воспринимать литературные сказки. Сегодня у детей отсутствует желание читать. Легче посмотреть фильм или мультфильм, чем прочитать книгу. Теперь у них нет необходимости прикладывать усилия, чтобы переработать воспринимаемую информацию. На первый взгляд, это хорошо, но, с другой стороны, все это тормозит развитие детей.

Чтение книг несет огромную пользу ребенку.

В процессе чтения у ребенка начинает развиваться бурная фантазия. Для младших детей очень важно, чтобы книжка была с яркими картинками, тогда им легче представить самого героя, его действия. У детей постарше, напечатанные на бумаге слова превращаются в образы. Каждый читающий представляет героев произведения по-своему. В мультфильмах или фильмах герои показаны такими, какими их увидел создатель фильма. Образ дается уже готовым и поменять его в своем воображении трудно. Ребенку нет необходимости фантазировать, чтобы представить героев произведения. Этим фильмы проигрывают чтению литературы. Поэтому разумнее сначала прочитать произведение, только потом смотреть фильм. Тогда у ребенка начинает развиваться фантазия, воображение, ребенок по-своему видит происходящие события, складывается собственное отношение к героям.  

Очевидно, что с развитием фантазии, у детей развивается и мышление. Они учатся думать, размышлять над сюжетом сказки, оценивают поступки героев сказки. Какие-то моменты сказок могут так впечатлить ребенка, что он начнет задавать уточняющие вопросы или вопросы, развивающие любознательность. Чтение сеет зерно нравственности в ребенке. Книги учит различать хорошее и плохое, доброе и злое.  Ребенок переживает все то, что происходит с героями книги. Он начинает сравнивать события в сказке со своими жизненными ситуациями, героев сказки со своими знакомыми ли с собой. Ребенок просит перечитывать одни и те же эпизоды в книге несколько раз, пока не появится своя точка зрения на определенное событие. Все это способствует бурному развитию ума ребенка.

 У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно образное мышление. Они воспринимают информацию через образы (картинки). Дети растут, и у них с взрослением развивается словесно логическое мышление.  То есть информация воспринимается через слова, понятия, термины. Читая книги, мы помогаем ребенку быстрее развить словесно логическое мышление. Чтобы еще больше помочь мыслительному процессу, после чтения произведения необходимо ребенку задавать вопросы по его содержанию. Малышам вопросы задают по картинкам, детям постарше необходимо задавать уточняющие вопросы (О чем сказка? Кто что сделал? Что случилось с зайчиком? Что случилось с волчьим хвостом?).

Безусловно, как и для взрослых, для детей книга - источник информации. Из книг ребенок получает ту информацию, которую он нескоро постиг бы собственными наблюдениями. Особенно это касается информации, которая в обычной жизни детей не встречается. Например, чтобы дети узнали об астрономии, если бы им родители или они сами не читали бы про это книги? Или как бы они узнали о животных, живущих на других материках земли или о природных явлениях, которые не характерны для их места жительства? А вот как раз книги об этом все расскажут в доступной форме и даже покажут картинки.

Чтение сказок, рассказов, стихов, тренирует память ребенка. Чтобы понять сказку, надо очень много запомнить. Нужно помнить имена всех героев, их образы, характеры, повадки, помнить сюжетную линию. Когда ребенок все это помнит, он может разобраться в проблеме героя, может понять, как разрешилась проблема.

При чтении сказок у ребенка развивается внимание. Он сосредотачивается на том, что ему говорят. Для малышей это очень сложная задача. Чем младше ребенок, тем труднее ему длительное время сохранять внимание. Годовалым деткам лучше пересказывать сюжет сказки в сокращенном виде своими словами, а не читать ее. Малыши не способны долго держать внимание, следовательно, не дождавшись конца сказки, могут перелистывать страницы книжки. Дети с 2-3 лет уже слушают чтение книги от начала до конца, но только, если она их заинтересовала.

Если у ребенка в детстве появилась привычка читать книги, то она остается с ним на всю жизнь. Если читают детям постоянно, то они и во взрослой жизни не расстанутся с книгой, будут любить читать всегда.

Благодаря сказке, дети учатся определенным моделям поведения. Во время чтения дети знакомятся с разными характерами героев, с разным поведением героев. Одни герои скромные и добрые, другие вредные и всегда голодные, третьи хвастливые, четвертые трусливые, пятые сильные и независимые. Между ними происходят различные взаимоотношения, с вытекающими последствиями. На примере героев сказки, ребенок учится как надо взаимодействовать с партнерами в жизненных ситуациях. А чтобы ребенку было интереснее слушать сказку, то героев часто очеловечивают, зверюшек наделяют речью.

В повседневной речи мы обычно пользуемся определенным словарным запасом. С ним ребенок встречается изо дня в день и почти наизусть знает словарный запас своих родителей. Читая ребенку книги, мы знакомим его с новыми словами, которые не используются в семье. Он запоминает их, узнает их значение. Таким образом, расширяется и становится богаче словарный запас ребенка. Очень полезно для ребенка чередовать чтение сказок и прослушивание ауди сказок, в которых слышна эмоциональная, яркая речь диктора с правильным произношением.

Что нужно помнить, если хотите, чтобы ребенок с удовольствием слушал сказки, а потом и читал их?

Надо читать то, что интересно ребенку. Если ребенок интересуется самосвалами, подъемными кранами, нужно читать книги о строительной технике. Если ребенок интересуется животными, читать про них. Читать нужно с выражением. Когда озвучиваем персонажей сказки, стараться изменять интонацию, тембр голоса, в этом случае детям проще понять, кто как говорит.

Книжки необходимо подбирать по возрасту ребенка. Трехлетние дети редко будут слушать «Денискины рассказы», они подойдут для детей постарше. Читать нужно те книги, которые соответствуют уровню развития ребенка. И только постепенно знакомить их с более сложными произведениями. Если ребенок с увлечением слушает или читает книгу, значит она выбрана правильно.

Очень хорошо рассказывать сказки собственного сочинения.  Полезно придумывать сказки с различными ситуациями из нашей жизни. Например, если ребенок трудно знакомится с другими детьми, то сочиняйте сказки о знакомстве. Если ребенку предстоит пойти к врачу или в детский сад, то рассказывайте об этом. Причем рассказывать надо со всеми подробностями, но обязательно конец сказки должен быть счастливым.

Необходимо показывать детям свой пример в чтении. Если дома все взрослые любят много читать, то дети обязательно будут им в этом подражать. В семьях, где мама и папа свободное время проводят за чтением, дети в разы читают больше, чем в не читающих семьях.

      Мы, взрослые, должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в чтении. И тогда дверь в чудесный мир литературы будет открыта.

Итак, как же измерить полезность чтения? Некоторые люди утверждают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких нужных в реальной жизни навыков. Находятся люди, утверждающие, что чтение вообще может принести вред, т к. отрывает человека от действительности, погружая его в воображаемые миры и тем самым делая его менее социально приспособленным. В свою очередь, литературоведы утверждают, то главная функция литературы, художественное воздействие на читателя. Книги способствуют развитию нашей духовности, нравственности. Прочитав произведения всеми признанных наших и зарубежных классиков, порой, люди начинают меняться в лучшую сторону.

Увеличение словарного запаса, умение выразить свои мысли дается не от рождения. Наша речь становится гладкая, состоящая из правильных слов, становится красивой и внятной.

Чтение корректирует правописание. Ни для кого не секрет, что если вы много читаете, то зрительно запоминаете как правильно пишутся слова.

Чтение способствует развитию уверенности в общении с людьми. Читающие люди очень коммуникабельны. Попадая, в какую-то ситуацию, где нужно доказать точку свою зрения, человек много читающий, скорее добьется своего.

Чтение помогает отвлечься, снижает стресс. Читая книгу, вы уходите в мир фантазий автора, и собственная проблема уже не становится такой сложной.  

Чтение развивает память. Стремление следить за сюжетной линией, запомнить имена всех героев, приводит к развитию памяти. Мы представляем огромное число деталей, читая книгу и это тоже способствует развитию памяти.

Чтение улучшает мозговую активность. Когда читаем, активность мозга усиливается, что благотворно сказывается на его состоянии. Человек дольше может сохранять остроту ума.

Чтение делает нас более творческими, развивает воображение. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда, массу идей, которые в последствии воплотите в жизнь. Вы размышляете, фантазируете, дорисовываете сюжет.

Чтение улучшает сон. Если вы систематически читаете перед сном, то чтение будет специальным сигналом, говорящим об отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будите чувствовать себя бодрее.

Чтение улучшает концентрацию. При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Так же чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Чтение способствует развитию логическое мышления. Прочитав что-то из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Хомса», вы будите соображать быстрее в любой ситуации. У вас улучшится наблюдательность, ум ваш станет острее.

Иными словами, чтение, обогащает внутренний мир человека, расширяет его кругозор, положительно сказывается на памяти, делает умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем детям читать сказки?

Перебирая в памяти самые яркие впечатления своего детства, что вы вспоминаете чаще всего?  может быть путишествие на диких гусях вместе с Нильсом или сражение с врагами трёх мушкетёров?...

Памятка "Зачем ребенку читать книги?"

Памятка для родителей "Зачем ребенку читать книги?"...

Статья "Давайте сегодня поговорим о том, зачем вообще читать ребенку книги и почему это важно".

Совместное чтение - это процесс, когда мама (папа/бабушка/дедушка) принадлежат только ребенку. Попробуйте посмотреть на чтение книги глазами ребенка: вечно занятые родители наконец-то отвлекаются...

"Зачем нужно читать ребенку"

quot;Зачем нужно читать ребенку"...

10 причин, зачем нужно читать ребенку книги

10 причин, зачем нужно читать ребенку книги...

Консультация для родителей: "Зачем ребенку стихи? Как правильно читать их детям?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27595905","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...