ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Назарова Галина Викторовна

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.На занятиях по ознакомлению с художественной литературой педагоги активно используют дидактическую игру, в основе которой – активная «исследовательская» деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_prioobshcheniya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Современная концепция дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие творческого потенциала личности, формирование богатого внутреннего мира ребёнка.
Определяющим звеном в решении этой проблемы является приобщение детей к художественной литературе. 
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Общеизвестно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности. В возрасте до шести лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, усваивает нормы поведения окружающих. 
Многие учёные (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, К. Лехт) подчёркивали воздействие художественных дисциплин на формирование личности ребёнка. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.                                                                                        .
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями длядетей.
Язык литературного произведения является наивысшей формой литературной речи, которой стремятся подражать. Народные сказки раскрывают перед ребёнком меткость и выразительность родногоязыка. 
Нередко в практике дошкольных учреждений при ознакомлении с художественным произведением главное внимание уделяется усвоению детьми основной линии сюжета.
Программа «Детство» под руководством В.И. Логиновой нацеливает педагогов на развитие у дошкольника эмоциональной сферы и познавательной активности через художественное произведение.          На занятиях по ознакомлению с художественной литературой педагоги активно используют дидактическую игру, в основе которой – активная «исследовательская» деятельность детей.
Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.

Пиктограммы.
Задачи: повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм.
Вариант 1. Набор изображающих лица персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки – схемы с изображением героев разных сказок, предлагает разложить их на круги к определённом сюжету сказки.
Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок.

Игра «Сказки – загадки». В основе этой игры лежит проверка знанийсказок.
Задачи: воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание. 
Для проведения игры необходим набор схем «Сказки – загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти
Задание 1. Посмотри на схему и найди лишний персонаж.
Задание 2. Какого персонажа не хватает сказке?

Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Задачи: развитие понимания чувств и эмоций. 
Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок – «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа. 
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, развязывать «узелки».

Игра«Сказочныеклубочки».

Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?» 
«Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
- Угадай сказку по трём словам:
1) Коза, козлятки, волк  («Волк и семеро козлят»)
2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами решает задачи:
- развитие памяти, внимания, образного мышления
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
Работа с мнемотаблицей ведётся поэтапно:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
Этап 2. Осуществление перекодировки информации (домик – крыша, волк – зубами щёлк и т.д.).
Этап Пересказ. 
В младшей группе пересказ ведётся вместе с воспитателем, старшие дошкольники пересказывают произведение самостоятельно.
Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это даёт основу для самостоятельности, творческой активности будущего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе"

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе,учат ребенка сравнивать, сопоставлять , сопереживать , развивать связную речь , нравственные качества, корректируют мышление, внимание,...

Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Огромная роль в приобщении дошкольников  к художественной литературе принадлежит дидактической игре....

«Инновационная технология «Буккроссинг» как стимулирующее средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе»

laquo;Инновационная технология «Буккроссинг» как стимулирующее средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе»Подготовила: Пигилева Ольга Мих...

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....

Изготовление книжек - малышек как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Детские книжки малышки — это просто неограниченный полет фантазии и творчества, их можно сделать практически из любого подручного материала, создавая тем самым очень интересные и полез...