Выступление на Ярмарке педагогических идей по теме «Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»
методическая разработка (старшая группа)

Сурогина Алефтина Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на Ярмарке педагогических идей

по теме

«Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа всех, кто призван заниматься общим делом: сообща растить человека, воспитывать гражданина.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но,  к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения. В последнее время ярко прослеживается снижение читательского интереса к хорошей содержательной книге. Детей стала привлекать литература, не требующая размышления, напряжения душевных сил. Любимыми героями являются не литературные персонажи, а герои мультфильмов и комиксов.

Научить ребенка любить книгу, видеть в ней верного друга, советчика во всех делах – задача работающих с детьми.

 «…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…». Эти слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К.Д.Ушинский, Е.А. Флерина, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, Л.А. Айдарова и другие.

Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит  игре  - важнейшему   виду   деятельности.  

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Однако

дидактическая игра – это еще и обучающая игра.

Главная особенность дидактических  игр в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Настольно-печатные дидактические игры — интересное занятие для детей. Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои сказок Пушкина», составление  разрезных картинок (пазлов) с  изображением сюжета из знакомых детям сказок («Дюймовочка», «Конек – Горбунок»). В играх «Айболит», «Золотой ключик»  используется игровое поле,  через которое проходит извилистый путь с числовыми обозначениями. Дети играют с помощью фишек и счетного кубика, который  указывает,  на какой отрезок пути может продвинуться фишка.

Использование средств наглядности стимулирует мыслительную деятельность детей, включает  в активную работу,  помогает детям восстановить в памяти прочитанный текст. Много игр можно провести, используя иллюстрации к сказкам.

При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить  игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игра «Книжки заболели» учит  детей видеть и исправлять неточности в тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала конец и, наоборот; в сказке о «Красной  Шапочке» появляется Колобок и т.д. Сказочные герои просят у детей помощи. Если ребята  определят, где в сказке начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки в сказке станут здоровы.  А помогут всем замечательные картинки.

Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Воспитатель задает вопрос: «Сколько сказок свернулось в клубок?». «Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

 Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. Педагог предлагает детям сесть полукругом или в линию, затем  сообщает об интересной игре «Телефон». По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибся, телефон «ломается». Продолжить игру можно  лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину «поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.

Очень нравятся дошкольникам иллюстрировать художественные произведения. И важно не только оценить рисунок ребенка и показать другим детям, а сделать его интересным наглядным пособием или частью его, чтобы использовать неоднократно.

Среди старших дошкольников популярны дидактические игры  с иллюстрациями «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок». Увидев рисунок с изображением животного в игре «Кто в какой сказке живет», дети называют произведения,  в которых можно «встретиться» с этим животным (Лиса – «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев» и  другие).  Эта игра дает возможность поразмышлять над характерами персонажей в различных сказках: ведь в сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница.

Внимание дошкольников обращают на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты.

Игры «Вспомни прозвище»,  «Скажи наоборот» и «Назови красиво» помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи, обогащают словарный запас. В игре «Вспомни прозвище» ребята припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках   (лисичка - сестричка,  лиса - рыжая краса, волк - волчище -  серый хвостище, зайчик - побегайчик, зайчишка - трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники подбирают  синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина избушка» зайка - трусишка, жалкий, слабый;  лиса - хитрая, обманщица, плутовка; петух - храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Взрослый предлагает подобрать слова с противоположным значением и по эти словам угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотом петушке», «Один  из Молоково»- «Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в Солнечном городе»).

Для игры в «Волшебный телевизор», дошкольники вместе с воспитателем склеивают свои  иллюстрации к сказкам  в ленты - «диафильмы», которые и демонстрируются по «телевизору». В игре закрепляется умение воспроизводить сюжет.

Педагог предлагает детям посмотреть телевизор: «Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение».  

В игре «Отгадай сказку»  сюжет воспроизводится  при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из любой знакомой ему сказки.  Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются. Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при помощи игрушек.

Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

 Поэтому игра «Герои сказки в необычной обстановке» всегда радует дошкольников. Желание помочь попавшему в беду или в необычную ситуацию  герою развивает воображение, чувство юмора,  интерес к литературе,  формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный).

Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок. «У нас в гостях герой любимой книги» -  игра-беседа, в которой воспитатель ведет беседу не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает желание повторить игру. Воспитатель (позднее ребенок) объявляет себя героем литературного произведения. Остальные дети задают  вопросы, на которые воспитатель (ребенок)  должен ответить от лица выбранного персонажа.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой.  Цель игры-путешествия - придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими   («Путешествие в страну сказок», «Путешествие муравьишки по произведениям В. Бианки», «Путешествие по стране литературных сказок», «По сказочной дорожке», «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»). Для игры необходимо подготовить сказочную карту с двумя дорожками и рисованными эпизодами из сказок, вопросы по сказкам. Возможно путешествие от одной станции до другой  на импровизированном поезде, самолете, воздушном шаре.  Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в игре.

Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, игровых действиях которых имеется элемент соревнования в точности, быстроте, сообразительности: «Разложи открытки по порядку», «Узнай сказку по отрывку», «Сделай правильный выбор» (из лежащих на подносе игрушек - животных выбираются персонажи сказки «Зимовье зверей»), «Сказочная почта» (зачитываются телеграммы, присланные сказочными персонажами), «Следствие ведут знатоки» или «Посылка от К.И. Чуковского» (по предметам определяется произведение автора, содержание, забавные эпизоды).

Интерес к произведениям литературы, к фольклору поддерживается играми  «Угадай героя по описанию», «Смелые и ловкие»,  «Кто сказал?»  (узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов), «Узнай книгу по обложке»,  «Угадай сказку по трём словам» (Алёнушка, козлёнок, колодец  - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), «Узнай автора на портрете» (среди  портретов четырех писателей, известных детям, находят нужный). Эти и подобные игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях. За правильный ответ ребенок получает фишку, победителем становится   ребенок, набравший большее количество фишек.  

Особая роль отводится творческим заданиям: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него. Можно объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка.

Дидактическое содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы...», «Кем бы из героев книг я хотел бы быть и почему?»  и др.

Когда дети научатся анализировать прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а поиграть в игру «Сочини рекламу или антирекламу книги» (используется юмор, рисунки, театрализация). Рекламу придумывает один ребенок или группа детей. Рекламы же, составленные воспитателем, помогают расширить круг читательских интересов детей. Например, ребятам нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г. Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи таким произведениям  уделяется недостаточно внимания. Реклама такой литературы позволит детям ближе познакомиться с ней, что повысит  интерес дошкольников к чтению.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С  помощью  пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Игры с пословицами способствуют лучшему запоминанию народных изречений («Кто больше назовет пословиц на тему…?»,  «Один начинает - другой продолжает», «Узнай пословицу по картинке»,  «Какому герою подходит эта пословица?»,  «Закончи  пословицу», «Вставь пропущенное слово», «Подбери пословицу к ситуации», «Назови пословицу по рифмующимся словам», «Прочитай пословицу по живой модели».

Детям старшего возраста нравятся игры - загадки. В игре «Отгадай сказку по загадке»  дети находят ответ к загадке «Хвост узорами, сапоги со шпорами», а затем  называют сказки, в которых живет этот герой («Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок»).

Для проведения игры «Сказки – загадки»  необходим набор картинок – перепутаниц,  на которых известные сказочные герои  находятся не в своих сказках. Такие картинки являются своеобразными викторинами, проверяющими осведомленность детей, знание ими сказочных сюжетов. Ребята  должны доказать, вспоминая сказку, что художник ошибся, нарисовав со стрелой на болоте не лягушку, а курочку Рябу.

Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок,  поэзия народных сказок приобщают дошкольников  к художественным произведениям. Помочь  полюбить поэзию, научить подбирать рифмы к ритмическим строчкам, сочинять  стихи  призваны игры «По рифме вспомни стихотворение» (бычок-бочок, хозяйка-зайка), «Угадай пропущенное слово» в стихах,  «Доскажи словечко». Взрослый произносит строчку стихотворения, не договаривая последнее слово, а предлагая на выбор 2-3 картинки, по которым ребенок выбирает конец. Например: Я так мечтал иметь свой… (дом, лопата, парашют, солнце), И чтоб уютно было в нем.

Игра «Стихотворение в клеточках» поможет быстрее запомнить небольшой текст. Для каждого слова  отводится  своя клеточка, в которой зарисовывается  значок. Затем стихотворение «читается» по значкам. В игре «Собери рассыпанные стихи» знакомое стихотворение представляется в виде набора картинок (пиктограмм) в хаотичном порядке. Детям предлагается собрать и расположить их по порядку.

В игре «Волшебные экраны» взрослый читает стихотворение, например Э.Успенского «Над нашей квартирой собака живет», а дети на экранах выставляют соответствующие картинки, иллюстрируя не только содержание произведения, но и его структуру (сюжетные картинки выкладываются по вертикали). А вот стихотворение С. Маршака «Дом, который построил Джек» моделируются по принципу «матрешки»: одна картинка накладывается на другую.

Благодаря играм, дети не устают слушать стихотворение много раз,  легко его запоминают, учатся любить поэзию.

Итак, одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является  использование литературных  дидактических игр.  Дидактическая игра не только поддерживает активный интерес дошкольников к художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала,  в развитии речевых навыков, она становится целесообразным дополнением, а также  специальным видом занятий детей в детском саду. Поэтому в каждом детском саду должны быть наборы самых разнообразных игр и созданы условия для свободного доступа детей к ним во время, отведенное для самостоятельной деятельности.

        

Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
  2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.
  3. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2007.
  4. Курбатова Л. Картотека игр // Обруч, 2003 №3.
  5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»...

Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе"

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе,учат ребенка сравнивать, сопоставлять , сопереживать , развивать связную речь , нравственные качества, корректируют мышление, внимание,...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Статья на тему: «Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Статья «Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, п...

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....

Изготовление книжек - малышек как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Детские книжки малышки — это просто неограниченный полет фантазии и творчества, их можно сделать практически из любого подручного материала, создавая тем самым очень интересные и полез...