Главные вкладки

    Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
    проект по физкультуре (старшая группа) по теме

    Савкова Татьяна Александровна

    Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx29.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность проекта

    Давно забыты русские народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве. Развиваем  в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.

    Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

    Анализ уровня воспитанности детей средней группы в мае 2017 года, показал, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, патриотические чувства, дети мало знают обычаи, традиции русского народа. Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры.

    Также недостаточно методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

    Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание физического воспитания  русских народных подвижных  игр будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.

    Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов России через подвижную игру.

    Задачи проекта: 

    1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

    2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

    3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

    4.Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

    5.Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

    Прогнозируемый результат: у детей формируются знания о традициях  русского народа; дети проявляют интерес к национальным играм в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве; родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Подготовительный – сентябрь

    1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
    2. Выбор методов диагностики. 
    3. Изучение литературы по народным подвижным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры.
    4. Подготовка проекта «Подвижные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»        

    2 ЭТАП

    Основной этап реализации проекта  – октябрь – апрель

                                                    

    Срок

    Направления

    деятельности

    Вид деятельности или

    форма работы

    Название мероприятия (игры)

    Октябрь

    Работа с детьми

    Народные  игры – подвижные, малоподвижные

    «Кот  и мыши», «Ловишка», «Жаворонок»

    «Эхо; У   Маланьи, у старушки»

    Народная пальчиковая игра

    «Этот пальчик хочет спать»

    Досуг

    «Матрешки»

    Ноябрь

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Перелизы» ,«Ловишка»,

    «Зюзюка»

    Народная пальчиковая игра

    «Замок»

    Декабрь

    Работа с детьми

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Горелки», «Мороз», «Лиса и зайцы», «Медведь».

    «Скалка»

    Досуг

    «Зимушка-зима»

    Народная пальчиковая игра

    «Бабушкины пирожки»

    Январь

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Заря», «Пятнашки» «Жмурки на местах»

     «Слепой козел»

    «Много троих хватит двоих»

    Народная пальчиковая игра

    «Сорока-белобока»

    Февраль

    Работа с детьми

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Ручеек с платочками»

    «Юрта», «Салки-догонялки»

    Досуг

    «Заюшкина избушка»

    Народная пальчиковая игра

    «Птички-невелички»

    Март

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Скок-скок-перескок», «Кошки-мышки», «Гори-гори ясно», «Воробей»

    Досуг

    «Весну красную зовем»

    Народная пальчиковая игра

    «Едут-едут бабка с дедом»

    Работа с педагогами

    Семинар - практикум

    «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

    Апрель

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Хлопушки», «Мельница»

    «Тишина» «Море волнуется». «Много троих хватит двоих»

    «Пора бабушка в пир»

     «Молчанка»

    Народная пальчиковая игра

    «Пастушок»

    Работа с родителями

    Мастер - класс

    «Русские народные игры как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

    Май

    Работа с детьми

    Народные игры- подвижные, малоподвижные

    «Фестиваль народных игр»

    По желанию детей «Горелки с платочком»

     «Здравствуй сосед». «Салки у тетки»

     «Поливалася вода»

                                                                    

    3 ЭТАП

    Аналитический – май

    1. Анализ деятельности системы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры.
    2. Обобщение и систематизация опыта.

    Участники проекта:

    1. Воспитанники старшей группы
    2. Педагоги – воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФК
    3. Родители воспитанников

    Длительность проекта: 8 месяцев

    Проект построен на основе главных методических принципов:

    1. учет возрастных особенностей детей;
    2. доступность материала;
    3. постепенность его усложнения

    Общий результат: создание системы  подвижных  народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект).

    Презентация проекта:

    1. Изготовление картотеки народных подвижных игр (по возрастам), пособий и атрибутов по теме проекта
    2. Фестиваль народных игр для детей.
    3. Консультации для родителей и педагогов .
    4. Мастер-класс для родителей «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа».
    5. Семинар – практикум для педагогов «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста.                                                                

    Литература:

    1. О.Л. Князева, М.Д. Моханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.

    2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

     

     

     

                                                                                                                                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

    Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста...

    Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

    Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

    Программа по самообразованию "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни."

    Цель. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоров...

    Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

    Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

    Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»

    Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...

    Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

    Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

    Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...